В пору подготовки к 850-летию Низами Гянджеви, когда
ставилась на его сюжет опера Солтана Гаджибекова «Искендер и Чабан», Р. З.
Ахмедов задумал серию хореографических миниатюр под общим названием «Памяти
Низами». Прослушав фортепианные альбомы Арифа Меликова и Мусы Мирзоева,
балетмейстер выбрал оттуда ряд пьес, призванные обрамить постановку, в среднем
разделе которой использовалась прежняя композиция на музыку Акшина Али-заде. Замысел
в результате творческих поисков выкристаллизовался в форме спектакля-ревю. Все
новеллы обозрения объединила сквозная идея лирического осмысления духовного
наследия великого поэта.
Премьерные показы прошли на сценах Азербайджанской
государственной филармонии имени М. Магомаева и Оперной студии консерватории.
Выходит концертмейстер с нотами и
садится за рояль. Следом за ней к микрофону подходит Ведущая в длинном черном
концертном платье, которая приступает к декламации стихов Низами. На авансцене
появляется Поэт в темном восточном костюме, светлом халате и чалме, а затем
делает несколько экстатических жестов.
садится за рояль. Следом за ней к микрофону подходит Ведущая в длинном черном
концертном платье, которая приступает к декламации стихов Низами. На авансцене
появляется Поэт в темном восточном костюме, светлом халате и чалме, а затем
делает несколько экстатических жестов.
1-ая строфа «Посвящение
поэту» (на музыку А. Меликова). Занавес
раздвигается. Сцена убрана в виде восточной гостиной с «кружевными» рамами окон.
Две сказочные принцессы под неспешную, задумчивую мелодию поочередно, а потом
вместе исполняют нежные, витиеватые по складу вариации. Их сменяет другая
двойка танцовщиц, изображающих загадочные пери.
поэту» (на музыку А. Меликова). Занавес
раздвигается. Сцена убрана в виде восточной гостиной с «кружевными» рамами окон.
Две сказочные принцессы под неспешную, задумчивую мелодию поочередно, а потом
вместе исполняют нежные, витиеватые по складу вариации. Их сменяет другая
двойка танцовщиц, изображающих загадочные пери.
На оживленную, прихотливую тему
новый дуэт Газелей продолжает сцену в гареме, где в томительном ожидании
свидания коротают свои дни беспечные и праздные молодые женщины. В заключение
явления все участницы ансамбля весело и примирительно резвятся в экспрессивном
и страстном танце. Занавес закрывается.
новый дуэт Газелей продолжает сцену в гареме, где в томительном ожидании
свидания коротают свои дни беспечные и праздные молодые женщины. В заключение
явления все участницы ансамбля весело и примирительно резвятся в экспрессивном
и страстном танце. Занавес закрывается.
На просцениуме показывается
Ведущая, проникновенно вещающая строки поэта. Появляется Низами, который
пламенно прижимает к груди обе руки, с надеждой озирается, ожидая приход
возлюбленной. Но ее нет, тогда он посвящает ей свои любовные вздохи и мольбы
собственного сердца.
Ведущая, проникновенно вещающая строки поэта. Появляется Низами, который
пламенно прижимает к груди обе руки, с надеждой озирается, ожидая приход
возлюбленной. Но ее нет, тогда он посвящает ей свои любовные вздохи и мольбы
собственного сердца.
2-я строфа «Газели»» (на музыку А.
Али-заде). Распахивается занавес, представляя ухоженный сад в окружении легких
колонн. Семь Газелей, переодетых в другие по крою и цветовому решению наряды,
представляют победоносных, манких красавиц, каждая из которых исповедует свою
историю. Пленительная череда их сольных выступлений под контрастные интонации
камерного оркестра создают возвышенную атмосферу привольного
времяпрепровождения и сладостного соблазна. Появление поэта распугивает девушек.
Али-заде). Распахивается занавес, представляя ухоженный сад в окружении легких
колонн. Семь Газелей, переодетых в другие по крою и цветовому решению наряды,
представляют победоносных, манких красавиц, каждая из которых исповедует свою
историю. Пленительная череда их сольных выступлений под контрастные интонации
камерного оркестра создают возвышенную атмосферу привольного
времяпрепровождения и сладостного соблазна. Появление поэта распугивает девушек.
Занавес за его спиной закрывается,
а в его прорези появляется Ведущая, возобновляющая свое выразительное
выступление в очередной интермедии.
а в его прорези появляется Ведущая, возобновляющая свое выразительное
выступление в очередной интермедии.
3-я строфа «Сокровищница тайн» (на
музыку М. Мирзоева). Распахнувшийся занавес открывает картину фантастического
леса. Здесь три Газели, надевшие иные по линиям и цветовой гамме одеяния,
играют роли избалованных и томных гейш.
Они на звуки элегически ностальгической
темы зримо представляют эпизоды своих былых приключений.
музыку М. Мирзоева). Распахнувшийся занавес открывает картину фантастического
леса. Здесь три Газели, надевшие иные по линиям и цветовой гамме одеяния,
играют роли избалованных и томных гейш.
Они на звуки элегически ностальгической
темы зримо представляют эпизоды своих былых приключений.
Новая тройка «жриц любви» под
сумрачную, глубокую по настроению мелодию, словно ночные бабочки, призывно и
маняще порхают по лесной опушке. При звуках финальной – воодушевляющей и
гимнической музыки появляется Низами в паре с любимой. Все персонажи в едином
порыве устремляются навстречу своей мечте.
сумрачную, глубокую по настроению мелодию, словно ночные бабочки, призывно и
маняще порхают по лесной опушке. При звуках финальной – воодушевляющей и
гимнической музыки появляется Низами в паре с любимой. Все персонажи в едином
порыве устремляются навстречу своей мечте.
«Музыкально-хореографическую
драматургию представления слагали три новеллы,– сообщил рецензент спектакля в
своей публикации «Строка лирической газели» в газете «Баку» за 27 июня 1991
года.– «Посвящение поэту», «Газели», «Сокровищница тайн», составившие вкупе
контрастную и одновременно монолитную композицию… Уже первая часть спектакля
прозвучала как эмоционально приподнятая «увертюра», лирико-драматическое
введение в действие постановки…
драматургию представления слагали три новеллы,– сообщил рецензент спектакля в
своей публикации «Строка лирической газели» в газете «Баку» за 27 июня 1991
года.– «Посвящение поэту», «Газели», «Сокровищница тайн», составившие вкупе
контрастную и одновременно монолитную композицию… Уже первая часть спектакля
прозвучала как эмоционально приподнятая «увертюра», лирико-драматическое
введение в действие постановки…
В дальнейшем прихотливая мысль
постановщика устремляется собственно в сферу творчества, сложения творцом своих
возвышенных произведений. Олицетворяющие строки газелей шесть танцовщиц создали
пленительные образы нежных «пери», неуловимо скользящих в призрачном полумраке
под музыку вдохновенных фортепианных миниатюр А. Меликова «Раздумье» и
«Скерцо»…
постановщика устремляется собственно в сферу творчества, сложения творцом своих
возвышенных произведений. Олицетворяющие строки газелей шесть танцовщиц создали
пленительные образы нежных «пери», неуловимо скользящих в призрачном полумраке
под музыку вдохновенных фортепианных миниатюр А. Меликова «Раздумье» и
«Скерцо»…
Завершающая
цикл композиция «Сокровищница тайн» («Творчество») органично вписалась в насыщенный
эмоционально-психологическими событиями сценарий концерта. Артистки в
виртуозном, зрелищном танце показали лаконичную пластическую зарисовку. Вариации,
дуэты и ансамблевые эпизоды танцовщиц-«гейш» являют собой набор остро
притягательных элементов, способных вызвать подлинный интерес к этому самобытному
произведению». ных элементов, способных вызвать подлинный интерес к этому
самобытному произведению».
цикл композиция «Сокровищница тайн» («Творчество») органично вписалась в насыщенный
эмоционально-психологическими событиями сценарий концерта. Артистки в
виртуозном, зрелищном танце показали лаконичную пластическую зарисовку. Вариации,
дуэты и ансамблевые эпизоды танцовщиц-«гейш» являют собой набор остро
притягательных элементов, способных вызвать подлинный интерес к этому самобытному
произведению». ных элементов, способных вызвать подлинный интерес к этому
самобытному произведению».
«В наш век «экологии культуры» и, в известном смысле, утери
нравственных ориентиров так важно опекать островки энтузиазма и творческого
горения, время от времени дающих о себе знать на горизонте художественной
мысли,– начинает свой анализ спектакля обозреватель газеты
нравственных ориентиров так важно опекать островки энтузиазма и творческого
горения, время от времени дающих о себе знать на горизонте художественной
мысли,– начинает свой анализ спектакля обозреватель газеты
«Молодежь Азербайджана» (11 июля 1991 года) в публикации «Не
сотвори, душа, себе кумира». Наполненный настроениями лирико-драматического
диапазона, по-восточному пряный танец на протяжении всей презентации как бы
переливался различными эмоциональными состояниями: грустью, восторгом,
раздумьем, оживлением…
сотвори, душа, себе кумира». Наполненный настроениями лирико-драматического
диапазона, по-восточному пряный танец на протяжении всей презентации как бы
переливался различными эмоциональными состояниями: грустью, восторгом,
раздумьем, оживлением…
Каждая артистка в этом камерном хореографическом произведении
выступала в роли солистки, то «растворяясь» в едином пластическом потоке, то
выходя на авансцену в качестве ведущей партию. Цвета их эффектных, нарядных
костюмов – от классических черных, белых, красных тонов – до оттенков синего,
сиреневого, розового – создали дополнительный смысл, мотив калейдоскопа.
Балерины кружились и двигались сосредоточенно и по-женски вальяжно, мягко и
выразительно. В их колдовском кружеве рук и ног чувствовалась тайна, как поэзия
Низами.
выступала в роли солистки, то «растворяясь» в едином пластическом потоке, то
выходя на авансцену в качестве ведущей партию. Цвета их эффектных, нарядных
костюмов – от классических черных, белых, красных тонов – до оттенков синего,
сиреневого, розового – создали дополнительный смысл, мотив калейдоскопа.
Балерины кружились и двигались сосредоточенно и по-женски вальяжно, мягко и
выразительно. В их колдовском кружеве рук и ног чувствовалась тайна, как поэзия
Низами.
Объединенные сквозной идеей лирического осмысления, через пластику
и режиссерские построения, духовного наследия нашего великого поэта-земляка,
они явились в определенном смысле субъективным «комментарием», откликом на
бессмертные газели Низами».
и режиссерские построения, духовного наследия нашего великого поэта-земляка,
они явились в определенном смысле субъективным «комментарием», откликом на
бессмертные газели Низами».
«Спектакль словно дышит поэтичностью, какой-то
исповедальностью, ностальгическим лиризмом, насыщен подлинной духовностью,–
читаем в материале «Выбор», увидевший свет на страницах газеты «Вышка» от 29
февраля 1992 года.– Р. Ахмедов собирается повторить его на одной из площадок
нашей древней крепости, сделать из него фильм-балет».
Мечта режиссера сбылась:
республиканское телевидение сняло балет-обозрение на видеопленку и неоднократно
продемонстрировало его.
республиканское телевидение сняло балет-обозрение на видеопленку и неоднократно
продемонстрировало его.
Это ревю, претерпев несколько постановочных
редакций, стало своеобразным полигоном для экспериментов не только с пластикой
и лексикой балетного представления, но и с его формой, структурными
особенностями, как раз характерными для синтетических хореографических
произведений ХХ века.
редакций, стало своеобразным полигоном для экспериментов не только с пластикой
и лексикой балетного представления, но и с его формой, структурными
особенностями, как раз характерными для синтетических хореографических
произведений ХХ века.
¥
«Времена года» (1993) – первый в творческом
активе Рашида Ахмедова и «Камерного балета Баку» спектакль классического стиля,
не считая его дипломной работы «В честь танца», в котором львиную долю второго
действия заняло Grand pas из «Раймонды А. Глазунова – М. Петипа. Постановка на тему времен
года, в которой главные партии сезонов исполняли учащиеся хореографического
училища, создана коллективом совместно с Детским театром-студией при Центральном
доме офицеров и его тогдашним руководителем – заслуженным работником культуры
Ниной Григорьевной Зайцевой. Это учреждение некоторое время являлось своего
рода «малой сценой» Независимого общественного театра-студии «Терпсихора». На
ней в разные годы были показаны многие произведения Р. З. Ахмедова –
«Олимпийцы» и «Пульчинелла» И. Стравинского, «Помните!» А. Меликова и «В честь
танца» на сборную музыку. Также здесь прошли миниатюры хореографа: «Мим –
Нарцисс и Икар» С. Прокофьева, «Преодоление» Л. ван Бетховена, «Искания» Я.
Варги, «Фаррука» М. де Фальи.
активе Рашида Ахмедова и «Камерного балета Баку» спектакль классического стиля,
не считая его дипломной работы «В честь танца», в котором львиную долю второго
действия заняло Grand pas из «Раймонды А. Глазунова – М. Петипа. Постановка на тему времен
года, в которой главные партии сезонов исполняли учащиеся хореографического
училища, создана коллективом совместно с Детским театром-студией при Центральном
доме офицеров и его тогдашним руководителем – заслуженным работником культуры
Ниной Григорьевной Зайцевой. Это учреждение некоторое время являлось своего
рода «малой сценой» Независимого общественного театра-студии «Терпсихора». На
ней в разные годы были показаны многие произведения Р. З. Ахмедова –
«Олимпийцы» и «Пульчинелла» И. Стравинского, «Помните!» А. Меликова и «В честь
танца» на сборную музыку. Также здесь прошли миниатюры хореографа: «Мим –
Нарцисс и Икар» С. Прокофьева, «Преодоление» Л. ван Бетховена, «Искания» Я.
Варги, «Фаррука» М. де Фальи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий