пятница, 2 мая 2014 г.

Rashid Ahmedov Karacev (Рашид Ахмедов Карацев балет. Фото-фильм "Олимпий...





ГЛАВА  ПЕРВАЯ


СТАНОВЛЕНИЕ


В его роду не было представителей творческих
профессий, а только зажиточные крестьяне, негоцианты, священнослужители. Рашид
Ахмедов появился на свет холодным мартовским утром 1956 года в Баку, в семье
скромных служащих. Назвали малыша в честь необычайно популярного в то время
певца Рашида Бейбутова. Жили бедно, ютились в крохотной комнатушке близ
Баксовета, недалеко от дома Ростроповичей.


Его отец –
Карацев Зейнатулла Зайдулович всю свою жизнь прослужил на судах дальнего
плавания начальником рации. Он, с отличием закончил Бакинское мореходное
училище, кроме того, имел незаконченное (по семейным причинам) высшее
техническое образование; увлекался бытовой техникой и чтением художественной
литературы.
 


Мать
будущего артиста – Ахмедова Роза Закировна более полувека проработала
заведующей расчетно-финансового отдела Октябрьского районного пищевого торга.
Она после окончания Бакинского техникума советской торговли поступила в
Институт народного хозяйства, однако вынуждена была уйти с 3-го курса
из-за
  невозможности ёоплачивать свое
дальнейшее обучение. Ее пристрастиями с юности были театр и литература.


Мальчик с
раннего детства приобщился к балету благодаря тому обстоятельству, что его
семья традиционно по воскресным дням посещала хореографические представления
Оперного театра. Поэтому неудивительно, что самые первые яркие художественные
впечатления отлож+ились в его сознании, в первую очередь, от соприкосновения с
такими произведениями, как «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского,
а также «Золушка» С. С. Прокофьева в постановке Московского балета на льду во
время его гастролей в Баку.


Танцевать он
начал раньше, чем научился бегло читать. Конечно, свои эмоции неумейка
выплескивал в импровизационных танцевальных монологах под пластинки с записями
своих любимых балетов. И вот, в 6 лет пластически одаренного ребенка привели в
детскую хореографическую студию при Центральном Доме офицеров, где он начал
обучаться у заслуженного артиста республики Л. В. Леонова.
  Этот коллектив существовал не первый год и
пользовался у бакинцев немалой популярностью. Здесь начинали свой творческий
путь многие прославленные деятели балетного театра; среди них – народный артист
С*ССР, хореограф Валентин Елизарьев, народные артисты Азербайджана Владимир
Плетнев и Медина Алиева, заслуженные артисты республики Ирина Низаметдинова,
Виталий Ахундов и многие другие. Принимая участие в некоторых спектаклях
коллектива («Аистенок» и «Коппелия», «Кукольная история» и «Золушка»),
подросток-балетоман, таким образом, стал постигать азы своей будущей профессии.


В
хореографическом кружке учат лишь самым первым, общим понятиям о балетном
искусстве: как правильно стоять у балетного станка на выворотных ногах и верно
держать спину, как грамотно ходить и бегать по сцене, делать поклоны и прочие
несложные движения. Но самым важным соображением для старательного «курсанта»
явилась +возможность принимать участие в утренниках Детского народного театра
балета. И еще он узнал, что настоящий артист никогда не позволит себе выйти на
сцену даже во время репетиций в повседневной обуви.


Видимо,
тогда у пытливого новичка и зародилась страсть самому организовывать
исполнителей и составлять с ними танцевальные композиции. Не переодеваться,
наряжаться, гримироваться, а затем щеголять на подмостках в жеманных движениях.
Нет. Все это было ему чуждо и позднее. Уже с самого начала, с момента
становления его как деятеля хореографического творчества, он почувствовал свое
истинное призвание – стать балетмейстером, руководителем всего процесса рождения
спектакля: от замысла до воплощения его на театральной эстраде.


Оставив
прежние увлечения, заводила попробовал с соседскими детьми поиграть с ним в
балет. Позже, в школьные годы, проказник не бросил эту забаву, напротив, как-то
собрав своих приятелей и знакомых, сколотил из них свою первую инициативную
группу. У себя дома, благо позволяла просторная трехкомнатная квартира, он
приступил к регулярным репетициям увиденных им на профессиональной сцене балетов.
Здесь почти всё было как в настоящем театре – афиши и билеты, драпировки и
декорации, специальное освещение и музыкальное сопровождение. А сам юный
режиссер не всегда участвовал в представлениях, предпочитая «дирижировать» их
ходом. И это потешное предприятие просуществовало не шуточно долго – около 10
лет.
  


                                                        


За это время
подросток уже стал учеником хореографического училища, попав в класс
замечательного профессионала, заслуженного педагога Азербайджана Розы Алиевны
Гаджиевой. Стройный, с удлиненными пропорциями и легким прыжком, обладающий
природной устойчивостью, новичок словно был создан для того, чтобы сделать карьеру
классического танцовщика. Однако ощущал он себя в этой стихии не вполне
уверенно, излишне скованно. Трудно было предугадать в застенчивом поклоннике
Терпсихоры артистический талант и предрасположенность к остро-характерному
танцу, проявившиеся у него в старших классах хореографического училища,
отмеченные его педагогами Э. П. Алмазовой (мастерство актера) и А. В. Акоповым
(народно-сценический танец).


Буквально
каждый день воспитанника школы балета – Рашида, как впрочем, и большинства его
товарищей, заполнен до отказа: регулярное обучение специальным дисциплинам,
занятия в классах общего образования, репетиции танцевальных номеров в
спектаклях академического театра и неустанный просмотр всех балетных постановок
этого коллектива. А по воскресеньям – участие в выступлениях театра-студии при
Доме офицеров или времяпрепровождение в своем кружке «камерного балета», что в
переводе с итальянского языка означает комнатный или домашний бал, маскарад.
 


В жизни
юноши появляется множество судьбоносных увлечений и пристрастий, прежде всего,
это неуемная жажда чтения, изучение музыкальной литературы всех эпох и жанров,
наконец, открытие в себе жилки пытливого исследователя балета.
http://youtu.be/HhzLzHFvhC4

Комментариев нет:

Отправить комментарий