пятница, 25 апреля 2014 г.

Рашид Ахмедов Карацев балет. Фото-фильм "Добро и Зло"





ГЛАВА  ЧЕТВЕРТАЯ


ЗРЕЛОСТЬ


 


 


ø




C


ледующий спектакль – «Баллада о ветре» (1995), сочиненный
на новую, только что завершенную музыку молодого композитора Ильгама Кафарова,
интересен уже  фактом своего происхождения.
Эта постановка заказана



Камерному балету Баку» общественной организацией «Новая
музыка», которая предоставила музыкальный материал и финансовые средства для
его воплощения. Балет был посвящен памяти замечательного певца-художника,
заслуженного артиста Азербайджана Али Ахвердиева, о деятельности которого Р. З.
Ахмедов в свое время опубликовал несколько содержательных творческих портретов.



Изначально композитора вдохновила повесть американского
писателя Рея Брэдбери «Ветер». Но хореограф, полностью и решительно отказавшись
от авторского либретто, написал свой, независимый от первоисточника вариант
сценария. В нем «абрис» артиста был уподоблен древнегреческому персонажу –
Вулкану, а затем ему был придан ему еще более обобщенный смысл – Художника.
Этот образ несколько напоминал его юношескую миниатюру «Мемориал Микеланджело»
на музыку Д. Шостаковича, в которой Ваятель высекал все лишнее из мраморной
глыбы, вызывая к жизни продукты своего творческого воображения. Здесь же
Художник как бы живописал на холсте сцены различные композиции из тел
действующих персонажей.



Получив в свое распоряжение рукописный клавир и
магнитофонную фонограмму музыки, записанной в четырехручном исполнении на двух
концертных роялях, режиссер сделал самостоятельную композицию продолжительность
примерно на один час. Музыкальный материал молодого композитора И. Кафарова
отличается чрезвычайной терпкостью и резкостью звучания, он
по-экспрессионистски насыщен элементами атональности и додекафонии, алеаторики
и сложнейшими полимодальными комплексами. Хореограф, еще со студенческой скамьи
увлеченный творчеством патриархов «нововенской школы»  – Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона
Веберна с кипучей энергией бросился в этот океан непривычных для балетной сцены
созвучий.



Для осуществления своего замысла, полностью основанного
на технике свободной пластики и модерн-данса, постановщик привлек к работе
некоторых солисток, отличившихся в его прежних балетах – «Времена года» и «Дон
Кихот». В качестве кордебалета выступили воспитанники студии танца при
Центральном доме офицеров под руководством заслуженного работника культуры
Азербайджана – Нины Григорьевны Зайцевой. Этот коллектив многие годы активно
сотрудничает с хореографом, предоставляя не только репетиционный зал и сцену, а
также заключает с ним контракты на эксклюзивные показы здесь премьер его балетов.



                    



Черный бархат задника и кулис и отсутствие декораций –
примета данного опуса; все строится на сопоставлении цветов костюмов и специально
разработанного освещения.



Открывается спектакль 
«Предисловием», идущим без музыкального сопровождения. При  тусклом свете едва различаются фигуры восьмерых
Сказителей в серо-голубых облачениях, напоминающих по виду шаманов с бубнами.
Они, выполняя ритмичные, резковатые движения, при этом, энергично бьют в
тамбурины.



Появляется Актер в черной одежде, который «набрасывает»
экспромтом эскизы тех персонажей, которые ему предстоит воплотить по ходу
представления.



Фрагмент 1-ый «Рапсодия о Вулкане»
ассоциируется с креативом, творческими муками героя. При первых же гулких,
рокочущих звуках двух фортепиано вторично высвечиваются Сказители-рапсоды, вешающие
свою притчу.


На мрачную, зловещую тему, в
стелющихся, ползучих элементах, подобно утреннему туману,  показывается ансамбль исполнителей, одетых в пепельно-черные
одежды. Является Актер в образе Вулкана, изменивший свою пластику и накинувший
на себя кроваво-красный шелковый плащ. Его танцевальная речь, выраженная стилем
модерн-данса, насыщена энергией и волей. Под воздействием его эмоциональных посылов
предстают две солистки – Магма и Лава: первая из них обряжена в комбинезон
розово-золотистого тона, а вторая носит одежду коричнево-желтых оттенков. В
непродолжительное трио на гармонически сложную, терпкую по звучанию неспешную
мелодию сложные показано хитросплетения тел исполнителей, рисующие загадочный
образ геометрического по очертаниях ребуса. 


На смену музыкального материала,
когда начинает тихо грохотать остро ритмизированная быстрая тема с плывущими
вверх пассажами инструментальных регистров выходит героиня – Ветер и кордебалет
бури, одетые в серо-зеленые струящиеся хламиды, и окружают тройку действующих
лиц. Актер вырывается вперед, к рампе, делает «каббалистические» взмахи и исчезает.


Картина столкновения сначала
солистов, а затем всей массы персонажей (под грандиозную по масштабам
Пассакалию), имеет свои взлеты и падения; она выстроена по нарастающей линии,
достигающей мощной кульминации.


На гребне волны выходит во всем
черном Хаос, при появлении которого все участники, вытянув вперед обе руки, как
слепые, шарят перед собой и передвигаются по сцене различным траекториям. Танец
здесь уступает место экспрессивной пантомиме.


Лаконичный монолог Вулкана в
сопровождении аккордовой по складу темы низких тембров на время разряжает
обстановку катаклизма. Но герой провоцирует новое напряжение ,– из-за прорези в
заднике выбегает двойка Молнии, облаченная в сере6ристо-золотые трико и
купальники под резкие всплески–удары громогласных звуков музыкального
сопровождения. Выступив на стороне стихии огня, Молния нейтрализует Ветер.


Короткий эпизод танца Молнии
прерывается новым появлением Вулкана, который выводит солистку-Ветер и
исполняет с ней ограниченный по времени дуэт согласия. Герой воодушевляет свою
партнершу, а та проникается свежей энергией и силой. Застрельщик интриги
скрывается, а героиня, властно хлопая в ладоши, созывает свои поникшие духом полчища.
http://youtu.be/oGkeNej5H9k

Комментариев нет:

Отправить комментарий