понедельник, 19 сентября 2016 г.

Rashid Ahmedov Karacev in THEATRE YOUNG SPECTATOR ”MEMORIES OFMANFRED”

https://youtu.be/UW-D1ГЛАВА  ПЕРВАЯ
СТАНОВЛЕНИЕ

В его роду не было представителей творческих профессий, а только зажиточные крестьяне, негоцианты, священнослужители. Рашид Ахмедов появился на свет холодным мартовским утром 1956 года в Баку, в семье скромных служащих. Назвали малыша в честь необычайно популярног+о в то время певца Рашида Бейбутова. Жили бедно, ютились в крохотной комнатушке близ Баксовета, недалеко от дома Ростроповичей.
Его отец – Карацев Зейнатулла Зайдулович всю свою жизнь прослужил на судах дальнего плавания начальником рации. Он, с отличием зако6нчил Бакинское мореходное училище, кроме того, имел незаконченное (по семейным причинам) высшее техническое образование; увлекался бытовой техникой и чтением художественной литературы. 
Мать будущего артиста – Ахмедова Роза Закировна более полувека проработала заведующей расчетно-финансового отдела Октябрьского районного пищевого торга. Она после окончания Бакинского техникума советской торговли поступила в Институт народного хозяйства, однако вынуждена была уйти с 3-го курса из-за  невозможности оплачивать свое дальнейшее обучение. Ее пристрастиями с юности были театр и литература.
Мальчик с раннего детства приобщился к балету благодаря тому обстоятельству, что его семья традиционно по воскресным дням посещала хореографические представления Оперного театра. Поэтому неудивительно, что самые первые яркие художественные впечатления отложились в его сознании, в первую очередь, от соприкосновения с такими произведениями, как «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского, а также «Золушка» С. С. Прокофьева в постановке Московского балета на льду во время его гастролей в Баку.
Тан--цевать он начал раньше, чем научился бегло читать. Конечно, свои эмо6ции неумейка выплескивал в импровизационных танцевальных монологах под пластинки с записями своих любимых балетов. И вот, в 6 лет пластически одаренного ребенка привели в детскую хореограф+ическую студию при Центральном Доме офицеров, где он начал обучаться у заслуженного артиста республики Л. В. Леонова.  Этот коллектив существовал не первый год и пользовался у бакинцев немалой популярностью. Здесь начинали свой творческий путь многие прославленные деятели балетного театра; среди них – народный артист СССР, хореограф Валентин Елизарьев, народные артисты Азербайджана Владимир Плетнев и Медина Алиева, заслуженные артисты республики Ирина Низаметдинова, Виталий Ахундов и многие другие. Принимая участие в некоторых спектаклях коллектива («Аистенок» и «Коппелия», «Кукольная история» и «Золушка»), подросток-балетоман, таким образом, стал постигать азы своей будущей профессии.
В хореографическом кружке учат лишь самым первым, общим понятиям о балетном искусстве: как правильно стоять у балетного станка на выворотных ногах и верно держать спину, как грамотно ходить и бегать по сцене, делать поклоны и прочие несложные движения. Но самым важным соображением для старательного «курсанта» явилась возможность принимать участие в утренниках Детского народного театра балета. И еще он узнал, что настоящий артист никогда не позволит себе +выйти на сцену даже во время репетиций в повседневной обуви.
Видимо, тогда у пытливого новичка и зародилась страсть самому организовывать исполнителей и составлять с ними танцевальные композиции. Не переодеваться, наряжаться, гримироваться, а затем щеголять на по6дмостках в жеманных движениях. Нет. Все это было ему чуждо и позднее. Уже с самого начала, с момента становления его как деятеля хореографического творчества, он почувствовал свое истинное призвание – стать балетмейстером, руководителем всего процесса рождения спектакля: от замысла до воплощения его на театральной эстраде.
Оставив прежние увлечения, заводила попробовал с соседскими детьми поиграть с ним в балет. Позже, в школьные годы, проказник не бросил эту забаву, напротив, как-то собрав своих приятелей и знакомых, сколотил из них свою первую инициативную группу. У себя дома, благо позволяла просторная трехкомнатная квартира, он приступил к регулярным репетициям увиденных им на профессиональной сцене балетов. Здесь почти всё было как в настоящем театре – афиши и билеты, драпировки и декорации, специальное освещение и музыкальное сопровождение. А сам юный режиссер не всегда участвовал в представлениях, предпочитая «дирижировать» их ходом. И это потешное предприятие просуществовало не шуточно долго – около 10 лет.  
       
За эт-о время подросток уже стал учеником хореографического училища, попав в класс замечательного профессионала, заслуженного педагога Азербайджана Розы Алиевны Гаджиевой. Стройный, с удлиненными пропорциями и легким прыжком, обладающий природной устойчивость+ю, новичок словно был создан для того, чтобы сделать карьеру классического танцовщика. Однако ощущал он себя в этой стихии не вполне уверенно, излишне скованно. Трудно было предугадать в застенчивом поклоннике Терпсихоры артистический талант и предрасположенность к остро-характерному танцу, проявившиеся у него в старших классах хореографического училища, отмеченные его педагогами Э. П. Алмазовой (мастерство актера) и А. В. Акоповым (народно-сценический танец).
Буквально каждый день воспитанника школы балета – Рашида, как впрочем, и большинства его товарищей, заполнен до отказа: регулярное обучение специальным дисциплинам, занятия в классах общего образования, репетиции танцевальных номеров в спектаклях академического театра и неустанный просмотр всех балетных постановок этого коллектива. А по воскресеньям – участие в выступлениях театра-студии при Доме офицеров или времяпрепровождение в своем кружке «камерного балета», что в переводе с итальянского языка означает комнатный или домашний бал, маскарад. 
В жизни юноши появляется множество судьбоносных увлечений и пристрастий, прежде всего, это неуемная жажда чтения, изучение музыкальной литературы всех эпох и жанров, наконец, открытие в себе жилки пытл+ивого исследователя балета.
Первоначальный «послужной список» студента Бакинского хо-реографического училища достаточно широк: «Чернушка» А. Аб-басова и «Девичья- башня» А. Бадалбейли (Г. Алмасзаде), «Семь красавиц» (П. Гусев) и «Т6ропою грома» (К. Сергеев) К. Караева, «Золушка» С. Прокофьева (Н. Назирова) и «Легенда о любви» А. Меликова (Ю. Григорович) и другие. В профессиональном репертуаре начинающего исполнителя помимо вышеозначенных кордебалетных партий появляется новинка – испанский танец на народную музыку, в котором неожиданно ярко обозначился его сценический темперамент. Кроме того, к приближающемуся выпускному концерту началась постановка драматической зарисовки по I части 7-ой симфонии Д. Шостаковича. Но, по каким-то причинам, эта композиция не была завершена, поэтому пришлось довольствоваться участием в восстановленной Гамэр Алмасзаде  старой, доброй «Арлекинаде». 
На этом счастливое детство заканчивается, – повзрослевший эн-тузиаст своего дела за год-два до выпуска жутко вытянулся (1 м., 90 см.) и, при этом, недопустимо для артиста балета похудел. Более того, он стал катастрофически терять зрение, и теперь обходиться без очков уже не мог. Ему как бы самой судьбой выпало играть только одну роль – Дон Кихота, что он позднее с блеском и сделает в собственном балете на музыку Кара Караева. А тогда на вопрос своего педагога по классическому танцу – заслуженного артиста республики Руфата Зейналова – «Что же ты –тепер    ь будешь делать?», не раздумывая, ответил – «Буду поступать на6 балетмейстерское отделение в Ленинграде».
Санкт-Петербург всегда властно манил воображение восприим-чивого мечтателя. Во-первых, его, с подросткового возраста знакомого с книгой Михаила Фокина «Против течения», захватила художническая атмосфера и творческая судьба многих деятелей «Русских сезонов». Во-вторых, молодого человека потрясли недавние гастроли в Баку артистов балета Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, в числе которых был и Михаил Барышников, а также выступления Ленинградского театра хореографических миниатюр Леонида Якобсона, особенно его «Экзерсис ХХ века» на музыку И. С. Баха. Наконец, впервые побывав во время новогодних каникул в Ленинграде и увидев «Спящую красавицу» в исполнении Ирины Колпаковой и Юрия Соловьева, он понял, что этот город определит его дальнейшую судьбу.
Эта мечта тинэйджера осуществится через два года: прежде была служба в армии – сначала в ансамбле песни и танца при Доме офицеров им. А. Асланова (вместе с ведущими танцовщиками Оперного театра Э. Алиевым и В. Ахундовым), а затем в летной школе латвийского города Алуксне. Возмужавший и окрепший, Рашид прилетел в Ленинград, и с первой же попытки был принят на отделение балетной режиссуры Музыкальной академии им. Н. А. Римского-Корсакова в мастерскую народного артиста России, главного хореографа Театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского (Малегот) Николая  Боярчикова. Все педагоги по танцеваль+ным предметам являются непосредственными учениками А. Я. Вагановой. И этим все сказано. За пять лет учебы в вузе и постановочной практики в Оперной студии при нем из талантливого, подающего большие надежды студента выковался настоящий мастер балета и танцов-щик     во всеоружии своего ремесла.
На всту6пительном собеседовании П. А. Гусев, бывший тогда заведующим кафедрой хореографов, был поражен количеством и разнообразием сочиненных «для себя» композиций 20-летнего соискателя. В его творческой папке находились, записанные по его собственной системе, пластические партитуры и постановочные решения десяти (!) балетов: «Манфред» и «Буря», «Франческа да Римини» и «Гамлет», «Ромео и Джульетта» по музыке П. И. Чайковского, «Игра в карты», «Жар-птица» и «Петрушка» И. Ф. Стравинского, «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова и «Четыре темперамента» по Concerto grosso А. Я. Эшпая. Многие из этих заготовок были снабжены эскизами декораций и костюмов в авторском исполнении. Цикл симфонических  программных произведений П. Чайковского (включая все увертюры-фантазии) отразил страстное увлечение неофита драматически насыщенной программной музыкой, способной стать основой для яркого хореографического представления. В этом смысле он считает себя продолжателем великих традиций М. М. Фокина, заложенные мастером в антрепризе «Русские балеты» С. П.  Дягилева. А сборник статей хореографа, который является его настольной книгой, постоянно будоражит воображение, подпитывает свежими идеями. Раз и навсегда заболев «Русскими сезонами» в Е-вро    пе, он позднее напишет как бы продолжение своего любимого бес6тселлера – монографию о третьем балетмейстере дягилевского предприятия – Леониде Мясине.



6bgtBs

Комментариев нет:

Отправить комментарий