понедельник, 30 июня 2014 г.

Rashid Ahmedov Karacev: Dancing in the his Ballets (FILM BALLET)





В рецензии
на премьеру, выпущенной в свет газетой «Молодежь Азербайджана», подчеркивается:
«Лексику танцев, сочиненных Р. Ахмедовым, отличают мелкие движения, изысканные
позы, моментальные перепады психологических состояний… Персонаж И. Ирматова
своеобразным режиссерским мостиком связал обе новеллы». Два ведущих тандема г-ероев
  Недолюбившие (Медина Алиева и Александр
Мишин) и Влюбленные (Ирина Ирматова и Александр Евдошенко) – проходят в спе6ктакле
определенный этап своего развития: от пасторальной картины мирной жизни, через
лихолетье военной поры, до нравственного очищения, прозрения наших
современников, их духовного единения с Недолюбившими. Так создается связь
времен. И на руках детей, ростков жизни, словно на стеблях камыша, летят
навстречу друг другу, так и не соединившись, погибшие герои. Финал потрясает
яркой, дерзновенной фантазией молодого режиссера, а танцевальная ткань балета –
умелой лепкой мизансцен, образным началом и своим выразительным пластическим
строем.


В материале «Молодой балет Баку»,
опубликованном газетой «Баку», имеются проникновенные строчки: «Постановочный
стиль тяготеет к условности, метафоричности… В действии, развивающемся по
законам танцевального симфонизма, хореограф создает волнующее сплетение судеб.
Встречи, взаимодействия происходят в воспоминаниях Героя. Сначала люди
скользят, подобно теням, но постепенно им придается конкретность… Сложный
хореографический текст все без исключения исполнители танцуют увлеченно,
составляя выразительный ансамбль». 


О спектакле писал журнал
«Советский балет» (1986, № 1) в рецензии «Право на поиск»: «В своих
хореографических решениях Р. Ахмедов, не отрываясь от основ классического
балета, тяготеет к высокой степени условности, тщательной проработке
пластических интонаций. Активно использует постановщик и принцип пластических
лейтмотивов, складывающихся в сценическую полифонию… Хореографу особенно
удались дуэты двух п-ар – по гибших в
войну влюбленных… Р. Ахмедов стремится так выстроить спектакль, чтобы он
воспринимался как единое, непрерывное действие».


Постановка была рекомендована
Комсомолом Азербайджана для участия в творческой программе
XII Всемирного фестиваля молодежи и
студентов в Москве (1985).


  


В период работы в Театре
музыкальной комедии Р. Ахмедов по путевке Министерства культуры Азербайджана
был направлен в Московский институт повышения квалификации работников культуры,
который он окончил по специальности балетмейстер музыкального театра. Занятия
проводились в вузе и в Большом театре, где студенты посещали класс звезд,
который вел блистательный мэтр Асаф Мессерер и постановочные репетиции великой
Майи Плисецкой. Свободный вход в Большой театр обеспечил возможность
присутствовать на многих спектаклях этого прославленного коллектива, общаться
со знаменитыми мастерами балета, перенимать их опыт. После петербургской школы
академического танца с ее культом чистых линий и безупречных форм ищущий
приверженец Терпсихоры окунулся в атмосферу бесконечного разнообразия ракурсов
и потрясающей раскованности фантазии. И эти «московские уроки» он бережно
хранит в своей памяти и творчески претворяет в собственных постановках


                                                                      


Может быть поэтому, по возвращении
в Баку он сочинил и реализовал свой лучший, вершинный в труппе театре
Музкомедии  опус – первый в его истории
сугубо балетный спектакль – «Пульчинелла» И. Ф. Стравинского (по оригинальному
сценарию).


Постановка получилась искрометной,
брызжущей весельем, насыщенной остроумными ситуациями, сменяющими одна другую с
поразительным динамизмом, контрастом и вкусом.


Одноактный балет создавался как
внеплановая работа хореографического цеха, но после его показа творческой элите
театра вышел приказ директора об утверждении этой инициативы в репертуаре
коллектива. Были пошиты костюмы, и балет включили в ответственные гастроли по
России. Режиссерски сюжет  «Пульчинеллы»
построено таким образом, что оно воспринимается как балаганное представление
странствующей танцевальной антрепризы. Поскольку вещь демонстрировалась на
малой сцене коллектива, то она шла в помещении, обитом черным бархатом. Все
оформление ограничивалось лишь внутренним занавесом светлого тона да двумя
бутафорскими колесами по бокам крохотного заднего ка-рмана и    мпровизированной эстрады. Все события
разворачивались прямо на паркете зала, без всякого возвышения, по одному боку
которого были расставлены кресла д
6ля зрителей.


                    


Действие начинается без всякого
предисловия или увертюры на музыку сюиты (редакция 1919 года) из «Пульчинеллы»
Дж. Перголези – И. Стравинского.    


В прологе из-за нехитрого полога
кибитки один за другим появляются персонажи этой арлекинады. Их четверо:
молодой сорванец Пульчинелла и его возлюбленная-хохотушка Пимпинелла, а вот еще
пара – старый ворчун Доктор и его томная и жеманная супруга Смеральдина. Они в
ритмизированной пантомиме на лучезарные, изящные и напевные мелодии разыгрывают
любовь и ревность, безрассудство и коварство.


Следующий номер открывает 1-ю
картину спектакля («На площади»). Это романтически экзальтированное оркестровое
бельканто рисует, как прохвост решил приударить за хорошенькой и знатной
«докторшей». Подкравшись ночью под окна ее дома, прощелыга начал развязно и нагловато
распевать серенаду, притворяясь влюбленным. Герой одет в просторные мешковатые
бледно-кремовые брюки и рубаху навыпуск, подпоясанную бечевкой, а на его голове
виднеется такого же оттенка шутовской колпак набекрень. С воображаемой гитарой
в руках он кривляется и призывно сморит вверх. Его уловка удалась, – воображала
клюнула на приманку проходимца. Смеральдина, облаченная в пышную удлиненную
пачку розового цвета с лифом близкого ей тона, выбегает из-за занавеса. Начинается
короткометражная комедия характеров: он неумело и пошло ухаживает, а она
притворно и деланно смущается. Хореография балансирует на грани между свободным
танцем и пантомимной игрой. В конце номера поставлена режиссерская точка –
кокетливое обнимание и стыдливый поцелуй.


Тут на «подпрыгивающую»,
оживленную музыку выбегает возмущенная подобным поведением своего б-лаговер                          ного Пимпинелла,
которая устраивает милому дружку изрядную взбучку.   Солистка одета в удлиненную, скромную по
деталям украшения палевую пачку с зелен
6ым лифом. Она набрасывается с кулачками на суженого, вымещая на
нем всю свою досаду и обиду. Пульчинелла, оправдываясь, заверяет ровню в своих
самых жарких чувствах и от души обнимает и целует ее, а затем весело
отплясывает с ней простонародный танец.


В сменяющем эту сценку
очередном  эпизоде на подмостки выводится
Доктор под руку с женой, вальяжно прогуливающиеся по местному бульвару.
Расфранченная особа, играя неприступность, тем не менее, то и дело оглядывается
на шушукающих и милующихся сорванцов, что вызывает неудовольствие
добропорядочного семьянина. Но вот, в очередной раз проходя мимо «сладкой
парочки», матрона намеренно роняет перед ними поочередно платок, цветок и,
наконец, свой веер. Довольный хитрец ловко поднимает эту кучу предметов, и
галантно подает их даме. Но на этом нахал не останавливается, присев на одно колено,
он довольно-таки уверенно целует обе руки госпожи. Все персонажи в этот момент
страшно чего пугаются и разлетаются друг от друга в разные стороны. К тому же,
сшибая их с ног, выбегают шесть артисток кордебалета в масках и бубнами в
руках, наряженные в пестрые карнавальные костюмы. Под бурные, моторные звуки
зажигательной тарантеллы танцовщицы бешено кружатся и смеются, создавая
атмосферу суматохи даже паники.


Без паузы атакует эксцентрическая
токката для духовых инструментов, которая помогает героям провести этот
фрагмент на нужном актерском «градусе». На площадке происходит потасовка: герои
все разом скандаля между собой, дают другу развод, красноречиво повторяя один и
тот же жест – при сжатом кулаке указательный палец показывает «вон». Здесь все
нити интриги сплетаются в кульминационной сцене выяснения отношений, где
присутствует и забавное недоразумение, и преувеличенный пафос оскорбленного
достоинства, и уморительные 
qui pro quo.


2-я картина («У Доктора»)
открывалась томительной и трогательной мелодией гобоя (Гавот с вариациями), под
звуки которой Пульчинелла успокаивает расстроенную Смеральдину, ухаживая за
ней, как за больной. Их короткий дуэт внушает обоим чувство неловкости и
непривычности ощущений; они не столько любуются друг другом, сколько вертят
головой по сторонам, ожидая прихода своих пассий. Полуобнявшись, они уходят за
кулисы. На вторую вариацию примерно то же проделывают появившиеся Доктор с
Пимпинеллой: он  утешает плачущую, а она
горько сетует. Тяжко вздыхая, они тоже исчезают. На заключительную фазу номера
появляются обе пары, а, увидев друг друга, женщины наигранно и –преувел  иченно стали отвечать на знаки внимания мужчин.


Комическое состязание контрабаса с
трубой породило не менее забавную дуэль межу обоими героями-р
6ыцарями, вступившимися за честь
дамы своего сердца. Спотыкаясь и охая, Доктор все время норовит проткнуть
воображаемой шпагой своего соперника, а Пульчинелла, ерничая, делает вид, что
защищается от его атак смычком для скрипки. Вдосталь «измордовав» друг друга,
драчуны на последние аккорды падают плашмя в разные стороны. Смесь
полупантомимы с полутанцем постоянно грозится скатиться до откровенного фарса.


Под проникновенные, вкрадчивые
интонации Менуэта для духовых обе «покинутые» женушки в испуге подбегают к
своим поверженным мужьям, стараясь приподнять их, оказать первую «медицинскую»
помощь. Постепенно оба дуэлянта приходят в себя и встают на ноги. Тут из
разреза в занавесе выходит добродушный Кюре с двумя служками-херувимчиками.
Одет священнослужитель в длинную сутану и шапочку черного цвета, а
сопровождающие его – в белые трико и купальники. Пастырь соединяет руки
супругов, примиряет и благословляет их.


При первых же звуках задорного,
воодушевляющего финала прибегают исполнительницы тарантеллы и продолжают свое
безумное карнавальное кружение. Их попарно сменяют все ведущие маски
представления, а после всех пританцовывает Кюре со Служками. И, под занавес,
весь состав действующих лиц одновременно выполняют замысловатую заключительную
комбинацию полуклассического стиля. Итак, все заканчивается, к вящей радости
противоборствующих сторон, всеобщим примирением незадачливых героев. 


                  


Вскоре после показа балета
произошло закрытие стационара театра на капитальный ремонт, а балетмейс-тер
ушел в Опе      рную студию имени Ш.
Мамедовой при Азербайджанской государственной консерватории имени У.
Гаджибекова. Изменившиеся обстоятельства 
побудили а
6втора перенести
произведение в руководимый им все эти годы «Камерный балет Баку».


С этого периода (1985) хореограф
всецело концентрирует творческие усилия на реализации балетных спектаклей в
этом независимом общественном театре-студии.


 
http://www.youtube.com/watch?v=Ufr3BuSEcvk&feature=share&list=FLWNRMvJPrRP8Id5uwbGY8UA&index=30

Комментариев нет:

Отправить комментарий