понедельник, 30 июня 2014 г.

Rashid Ahmedov Karacev: The Director of Baku Chamber Ballet





Одним из ярких
представителей отечественной хореографической культуры является балетмейстер и
танцовщик Рашид Ахмедов, который объединил в своем постановочном и
исполнительском творчестве особенности как азербайджанской, так и петербургско-московской
школы балета.


Рашид Ахмедов окончил
в качестве артиста балета Бакинское хореографическое училище (1975) и как
балетмейстер-постановщик Ленинградскую консерваторию им. Н. А.
Римского-Корсакова (1982).


В 19834 г. он занимался в
Московском институте повышения квалификации работников культуры при Большом
театре по специальности балетмейстер музыка8льного театра, куда он был
направлен Министерством культуры Азербайджанской Республики (1984). -


Завершил он свое
образование в Баку на Курсах менеджеров при Американском гуманитарном
обществе 
AISAR (1999-2001).


 


 


Рашид Ахмедов – автор
и участник более 50-ти постановок в Оперной студии им. Ш. Мамедовой и Театре
музыкальной комедии им. Ш. Курбанова, в Театре оперы и балета им. М. Ф.
Ахундова и Школе-студии при Бакинской музыкальной академии. Его спектакли также
демонстрировались в Театре Юного Зрителя, Государственной филармонии им. М.
Магомаева, по большинству каналов азербайджанского телевидения.


Многие поклонники
танцевального искусства знают, что Рашид Ахмедов опубликовал в республиканской
прессе («Баку» и «Вышка», «Бакинский рабочий» и «Молодежь Азербайджана» и др.)
более 100 статей – творческих портретов мастеров национального балета, рецензий
на спектакли Азгостеатра оперы и балета и выпускные концерты Бакинского
хореографического училища.


Активно и плодотворно
хореограф трудится и в качестве педагога: в разные годы на его творческом счету
значатся ежедневный класс солистов и артистов балета Театра музыкальной
комедии, репетиции текущего репертуар Оперной студии, а также он периодически
открывает и самостоятельно проводит курсы профессионального мастерства артистов
балета и начинающих танцоров.


Исполнительская
практика балетмейстера тоже имеет свои особенности. С юности он представляет
хореографию исключительно собственного сочинения, да и в зрелые годы свои
творческие вечера актер приурочивает к премьерам своих балетов, выходя в них в
центральных партиях. Таким образом, Рашид Ахмедов создал на бакинской балетной
сцене целую галерею своеобразных персонажей. Это – Дон Кихот из одноименного
балета на музыку К. Караева и Святой Антоний из «Искушения святого
Антония» П. Хиндемита,
Манфред из «Воспоминаний о Манфреде» Й. Брамса и Зло из «Добра и Зла» Т.
Бакиханова, Художник из «Баллады о ветре» И. Кафарова и Лев из «Карнавала
животных» К. Сен-Санса. Среди друг6и8х его актерских работ заметно выделяются
такие его образы, как Владыка рая в «Потерянном рае» П. -Хиндемита и Волшебник
в «Весенних колоколах»
Schlagobers») Р.
Штрауса, Протагонист в «Принцессе Грёзе» Ф. Пуленка, Стихии во «Временах года»
А. Глазунова, Оракул в «Орфее – 
Аполлоне» И. Стравинского и другие.


 


 


Вместе с тем, главным
детищем Рашида Ахмедова, безусловно, следует считать учреждение им в 1982 году
театра-студии Камерный балет Баку («Терпсихора»). Надо подчеркнуть, что данная
антреприза представляет собой не стационарный театр со стабильным репертуаром и
постоянным числом исполнителей, а плодотворно работающую творческую мастерскую,
которая ежегодно показывает на зрителе свои новые постановки. После двух-трех
премьер труппа распускается до очередного драматургического проекта Р. З. Ахмедова.


Поначалу это была
инициативная группа энтузиастов, которая помогла балетмейстеру осуществить на
сцене Центрального дома офицеров его дипломный спектакль. Поначалу в нее вошли
молодые артисты балета Оперного театра и учащиеся хореографического училища.
Затем, продолжая свои эксперименты,


Рашид Ахмедов вышел с
ними на республиканское телевидение, периодически получая «прописку» при
различных городских комитетах комсомола. В то время на его постановочные
репетиции в Доме офицеров начала приходить талантливая молодежь из других
музыкальных коллективов Баку – Азконцерта, Театра песни им. Р. Бейбутова и
Театра Музкомедии.       


86В этих вещах,
помимо взрослых исполнителей, стали проявлять себя также воспитанники старших
кла-ссов хореографического училища. 
Впоследствии, в связи с себе одноименную фирму для финансовой поддержки
своих пилотных проектов и самобытных замыслов. Сам же Рашид Ахмедов приобрел официальный
статус директора, к тому же, подтвердив его дипломом менеджера. В тот период
постановочная база и офис компании время от времени перемещались в разные съёмные
помещения.


Возник солидный
«институт» спонсоров – от посольств нескольких государств до внушительного ряда
нефтяных компаний и фондов, выдававших коллективу гранты на проведение его
спектаклей. И с этих пор Камерный балет Баку определился в ранге
NGO
неправительственной организации, в которой нет постоянного штата сотрудников, а
все ее участники работают здесь волонтерами, то есть безвозмездно.


«Терпсихора» не
занимается бизнесом, а выполняет благотворительные, гуманитарные программы,
связанные с эстетическим воспитанием подрастающего поколения.


Все постановки этого
общественного театра-студии постоянно осуществляет его учредитель и неизменный
артистический директор Рашид Ахмедов, и воплощаются они по его же оригинальным
драматургическим разработкам на музыку, никогда не звучавшую на отечественной
балетной сцене. Они, отражая кредо хореографа, базируются на сочинениях выдающихся
композиторов ХХ века.


Зачастую, отдавая
дань названию труппы и количеству участников ее премьер, Рашид Ахмедов
предпочитает выбирать камерные произведения замечательных авторов. Выступления
и презентации компании обычно проходят на сцене Оперной студии или Театра Юного
Зрителя при участии сборного состава исполнителей: нигде не работающих
профессионалов и. как правило, студентов школы балета.


Произведения этой
экспериментальной мастерской нашли широкое отражение в газетных и журнальных
рецензиях, в телевизионных и радиовещательных программах, творческих вечерах и
конференциях.


За время
существования организации здесь выросло не одно поколение молодых 86и
начинающих танцовщиков, которые благодаря Камерному балету Баку сумели веско
заявить о себ-е, выявить свой творческий потенциал. С самого своего истока
студия «Терпсихора» была «трибуной» молодых и для молодежи. И сегодня, спустя
более 20-ти лет, театр продолжает инициативно трудиться, создавая новые
спектакли и выращивая свежие исполнительские силы на ниве балетного искусства
Азербайджанской Республики.   


 


Книга, написанная на
основе предыдущих публикаций о Камерном балете Баку (1988 и 1997), включает в
себя богатый иллюстративный и справочный материал. Значительно расширенная и
дополненная новыми сведениями, она отличается тем обстоятельством, что ее текст
во многом соткан из цитат журнальных и газетных материалов, ранее
опубликованных в центральной и местной прессе.


Издание представляет
большой информационный интерес, оно рассчитано на широкий круг читателей, как
профессионалов, так и любителей балетного искусства.


                


 


 


 


 


 


                                                               


Неслучайно, последняя композиция стала определенным
этапом мужания таланта балетмейстера, явившись драматургическим стержнем при
создании его первого двухактного спектакля «В честь танца» на сборную музыку –
дипломной работы выпускника консе-рва
    тории
на Театральной площади Санкт-Петербурга. Она была осуществлена в Баку на базе
того самого Народного детского театра балета, с которого началась творч6еская
биография Р. З. Ахмедова.



Постановочный первенец
балетмейстера вылился в плодотворную попытку объединить в своей орбите
пластику, музыку и слово. Здесь танцевали взрослые и юные артисты, а в
заставке-прологе играли драматические актеры. В дальнейшем во многих начальных
работах хореографа будет присутствовать поэтическое слово, полноценно вошедшее
в плоть его сценических композиций.


                 


За закрытым занавесом трижды
звучит гонг, призывающий к вниманию. Затем включается взволнованная по
характеру тематизма и эмоционально насыщенная оркестровая увертюра, написанная
в традициях романтического искусства. На эту музыку начинается торжественный проход
всех участников представления через зрительный зал за кулисы. Сначала идут
малыши, потом подростки и, наконец, взрослые исполнители. В конце номера
середина занавеса оттягивается в разные стороны, и в этой «прорехе»
показывается улыбающаяся Муза танца – артистка в белых романтических тюниках и
на пуантах. 


В полной темноте открывается
занавес. На сцене включается настольная лампа, осветившая Журналиста, сидящего
за небольшим столиком слева от зрителей. На противоположной стороне подмостков
высвечивается фигура Ведущей, стоящей во весь рост. Они  поочередно читают опоэтизированный текст,
рассказывающий об истоках балетного искусства, о древней Элладе. В этот момент
на висящем у задника полотне-экране сзади демонстрируются фрагменты диафильмов
и слайды, красочно иллюстрирующие речь двух актеров. И вновь наступает вырубка
света.


Через несколько мгновений вспыхивает
иллюминация, осветившая аскетичное убранство площадки, состоящее лишь из самой
«одежды» сцены – задника и кулис красного бархата и8- вн          утреннего полога светлого тона, откинутого в сторону и как
бы приглашающего за кулисы предполагаемой театральной эстрады.


На вдохновл6яющую, мелодически пленительную
музыку 1-го явления постановки («Прелюдия») в балетный зал заходят две
танцовщицы, одетые в тренировочные костюмы, поверх которых надеты халатики и
шерстянках, а в  их руках пуанты, полотенца
и лейка для смачивания пола. Девушки вяло разминаются, готовясь к ежедневному
тренажу. С возрастанием оркестровой звучности в аудиторию входят двое юношей и
жизнерадостно приветствуют своих коллег. На экстатическую кульминацию главной
темы по авансцене в виртуозном классическом танце проносится муза танца –
Терпсихора. Все полусонные артисты, встрепенувшись, устремились вослед
очаровавшему их видению. Они мечтательно тянут руки, как бы провожая «душой
исполненный полет». Вдохновленные артисты стали пробовать друг с другом
кое-какие поддержки и отдельные трудные движения. В класс восхищенно
заглядывают воспитанники младших классов училища, – им еще далеко до подобного
мастерства. 


Явление 2-е («Класс-концерт»)
открывается мизансценой: Муза танца вовлекает в зал малышей-неумеек, которые
делают только первые свои шаги в танцевальном искусстве. Музыка маршеобразная
по складу и бодрая по интонациям имитирует аккомпанемент привычному балетному
тренингу. «Живые станки» из детворы образуют каре, и к ним подходят, держась за
эти «поручни», воспитанники студии хореографии. Урок проводит сама Терпсихора;
демонстрируются традиционные начальные движения «у палки». На проведение новой
темы появляются «Маски» – персонажи из спектаклей детского театра балета:
«Кукольная история», «Мальчиш-Кибальчиш», «Аистенок» и другие.


Со сменой тематического материала,
звучащего мажорно и приветливо, «станки» из малышей меняют свою конфигурацию, –
теперь это уже две параллельные прямые. На глазах у зрителей происходит замена
прежних исполнителей новыми – более старшими по возрасту и опыту – учениками
средних классов школы танца. Словно подрастая «не по дням, а по часам», они
выполняют очередные движения, (согласно порядку тренажа), которые неизменно
делают изо дня в день все балетные танцовщики. Словом, урок идет своим чередом.
Логически развивая эту линию, когда в оркестре проводится медленная, плавная
мелодия, «живые станки» вновь меняют свою композицию. На сей раз, это круг, к
которому подходят уже взрослые артисты, демонстрирующие адажио и завершающий
«большой батман». Их исполнение на середине зала четко и грамотно,
профессионалы танцуют толи вариации, толи комбинации из высоких прыжков. На
кульминацию в музыке вместе с корифеями8 –вдо            хновенно
выступает и Терпсихора.


3-е явление («Драма») открывается
горестной медитацией солирующей флейты при поддержке струнног
6о оркестра. Солисты, знакомые по
первой сцене, репетируют в тренажной форме номер «Орфей и Эвридика». Танцовщик
в свободной пластике, обогащенной восточными позировками рук, изображает монолог
Орфея, расставшегося своей женой – Нимфой. Он повсюду ищет Эвридику, мысленно
моля ее о прощении. Музыка и движения героя выражают его томление и скорбь.
Тут, откуда ни возьмись, с обеих сторон вальяжно и развязно появляются две
Вакханки, приносящие с собой чувственное очарование и манящую раскованность.
Они обступают Певца, «виснут» на нем, облепляя его своими откровенными ласками,
ожидая ответной реакции. Но Орфей не доступен для их опасных чар. Он ускользает
от женщин, заставляя их преследовать его. Но вот, широко распахнув обе половины
занавеса в центре сцены, свой лик являет Нимфа. Ослепленная ревностью, Эвридика
не видит своего суженого, но чувствует его присутствие; аналогичные же ощущения
испытывает и герой. Влюбленные, как слепые, шарят по пространству планшета,
стараясь ненароком встретиться со своей любовью. Вакханки, почувствовав свою
власть над инфантильными героями, стараются подвести их друг к другу. Им это
удается не сразу. После некоторой борьбы эмоций и настроений жрицы любви,
наконец, сводят влюбленных. Не вынеся печати страдания и ужаса на лице своих
пассий, супруги расстаются навсегда: Эвридика уходит, а Орфей в отчаянии падает
на пол.


Свет тушится, и, после
непродолжительной паузы, он вновь освещает сцену в прежнем художественном оформлении.


Второе действие открывается
явлением «Разминка», проходящим на фоне шумовой фонограммы, в которой отзвуки
театра смешиваются с обрывками классических вариаций. Танцоры, одетые в с-8ценическ                                       ие костюм
– трико и колеты, пачки и диадемы, – готовятся «за кулисами» к своему выходу.


Следующее, 6самое продолжительное явление
постановки («Спектакль») представляет собой
Grand Pas А. Глазунова – М. Петипа из балета
«Раймонда».  Здесь на фоне неизменного
задника артисты балета показывают полный текст шедевра петербургских мастеров,
со всеми его частями – вступлением, адажио, вариациями и кодой.


Заключительное 6-е явление  («Орфей) предлагает вторично встретиться с
героями миниатюры «Орфей и Эвридика», но с той лишь разницей, что номер здесь
идет в сценических костюмах. На герое – белое трико и белая перевязь на
обнаженном торсе, а на голове его – «золотой» лавровый венец лауреата. Нимфа
наряжена в хитон бледно-голубого тона, в то время как Вакханки облачены в
хитоны золотисто-желтого оттенка с аппликацией в виде оливковой ветви через
весь костюм. И еще одно важное отличие данной новеллы от своего «черно-белого»
варианта заключалось в том, что под занавес балета, после падения Корифея на
землю, Нимфа подбегает к своему возлюбленному и, обнимая, поднимает его. Вакханки
с ненавистью и презрением отворачиваются от вновь обретших друг друга супругов.


 


В целом эта постановка
продемонстрировала умение постановщика, несмотря на его молодость,  грамотно и ловко распорядиться огромным
числом исполнителей (50 участников), выгодно показать каждую из групп ансамбля,
и, кроме того, выявила его способность выстраивать зрелищное и драматургически
яркое произведение.


 


Газета «Молодежь Азербайджана» в
рецензии на премьеру отметила: «В честь танца» – это идея великого и
непреходящего, будничного и повседневного в искусстве балета, это идея роста,
становления балетного артиста». В произведении было занято 50 исполнителей,
четко разграниченных на три возрастные группы: воспитанники танцевальной студии
(неофиты-несмышленыши) превращались в учащихся хореографического училища
(полупрофессионалов), а те, в свою очередь, вырастали до уровня артистов балета
(мастеров своего дела). Таким образом, в сюжет своего спектакля  автор ввел зашифрованные автобиографические
мотивы. В первом акте – «черно-белом» – показаны репетиции, класс-концерт, неурочные
часы из жизни танцоров, а во втором – 
«цветном» – актеры одеты в красочные костюмы, они уже действуют на
сцене. Прием «балет в балете» стал основополагающим в данном спектакле; здесь
показан триумф музы танца Терпсихоры, -че8й плен          ительный образ вдохновенно воплотила Инна Иванова.
Лирические герои опуса – Орфей (Александр Мишин) и Нимфа (Вера Некрасова) –
оттенили фабулу чарующим дуэтом томления и элегической грезы. В финале, после
бурных перепадов действия (либретто Р. Ахмедова) возникает просветление,
надежда, мечтательный порыв.


í
http://www.youtube.com/watch?v=0CO23cV2FO4&list=FLWNRMvJPrRP8Id5uwbGY8UA&feature=share

Комментариев нет:

Отправить комментарий