понедельник, 19 мая 2014 г.

Rashid Ahmedov Karacev: Choreographer Rashid Ahmedov Karacev





ПРЕДИСЛОИЕ



 


 


 


 




Н


ауке известно, что
первоначальные элементы танца возникли уже на заре цивилизации одновременно с
другими разновидностями человеческого самовыражения (пение, рисование,
мимическая игра), составив с ними 
явление синкретического, то есть, нераздельного порядка. Вместе с тем,
истоки собственно балетной пластики следует искать в античной Элладе на
амфорах, вазах красно- и чернофигурного стиля и стенных росписях тех далеких
времен. А прообразы классической хореографии сложились в
XVII столетии во Франции,
при дворе Людовика
XIV.


Профессиональное
балетное искусство в Азербайджане зародилось в 30-х годах ХХ века благодаря
усилиям представителей московской и петербургской школы академического танцевального
мастерства.


 


Одним из ярких
представителей отечественной хореографической культуры является балетмейстер и
танцовщик Рашид Ахмедов, который объединил в своем п+остановочном и
исполнительском творчестве особенности как азербайджанской, так и петербургско-московской
школы балета.


Рашид Ахмедов окончил
в качестве артиста балета Бакинское хореографическое училище (1975) и как
балетмейстер-постановщик Ленинградскую консерваторию им. Н. А.
Римского-Корсакова (1982).


В 19834 г. он занимался в
Московском институте повышения квалификации работников культуры при Большом
театре по специальности балетмейстер музыкального театра, куда он был направлен
Министерством культуры Азербайджанской Республики (1984).


Завершил он свое
образование в Баку на Курсах менеджеров при Американском гуманитарном
обществе 
AISAR (1999-2001).


 


 


Рашид Ахмедов – автор
и участник более 50-ти постановок в Оперной студии им. Ш. Мамедовой и Театре
музыкальной комедии им. Ш. Курбанова, в Театре оперы и балета им. М. Ф.
Ахундова и Школе-студии при Бакинской музыкальной академии. Его спектакли также
демонстрировались в Театре Юного Зрителя, Государственной филармонии им. М.
Магомаева, по большинству каналов азербайджанского телевидения.


Многие поклонники
танцевального искусства знают, что Рашид Ахмедов опубликовал в республиканской
прессе («Баку» и «Вышка», «Бакинский рабочий» и «Молодежь Азербайджана» и др.)
более 100 статей – творческих портретов мастеров национального балета, рецензий
на спектакли Азгостеатра оперы и балета и выпускные концерты Бакинского
хореографического училища.


Активно и плодотворно
хореограф трудится и в качестве педагога: в разные годы на его творческом счету
значатся ежедневный класс солистов и артистов балета Театра музыкальной
комедии, репетиции текущего репертуар Оперной студии, а также он периодически
открывает и самостоятельно проводит курсы профессионального мастерства артистов
балета и начинающих танцоров.


+Исполнительская
практика балетмейстера тоже имеет свои особенности. С юности он представляет
хореографию исключительно собственного сочинения, да и в зрелые годы свои
творческие вечера актер приурочивает к премьерам своих балетов, выходя в них в
центральных партиях. Таким образом, Рашид Ахмедов создал на бакинской балетной
сцене целую галерею своеобразных персонажей. Это – Дон Кихот из одноименного
балета на музыку К. Караева и Святой Антоний из «Искушения святого
Антония» П. Хиндемита,
Манфред из «Воспоминаний о Манфреде» Й. Брамса и Зло из «Добра и Зла» Т.
Бакиханова, Художник из «Баллады о ветре» И. Кафарова и Лев из «Карнавала
животных» К. Сен-Санса. Среди других его актерских работ заметно выделяются
такие его образы, как Владыка рая в «Потерянном рае» П. Хиндемита и Волшебник в
«Весенних колоколах»
Schlagobers») Р.
Штрауса, Протагонист в «Принцессе Грёзе» Ф. Пуленка, Стихии во «Временах года»
А. Глазунова, Оракул в «Орфее – 
Аполлоне» И. Стравинского и другие.


 


 


Вместе с тем, главным
детищем Рашида Ахмедова, безусловно, следует считать учреждение им в 1982 году
театра-студии Камерный балет Баку («Терпсихора»). Надо подчеркнуть, что данная
антреприза представляет собой не стационарный театр со стабильным репертуаром и
постоянным числом исполнителей, а плодотворно работающую творческую мастерскую,
которая ежегодно показывает на зрителе свои новые постановки. После двух-трех
премьер труппа распускается до очередного драматургического проекта Р. З. Ахмедова.


Поначалу это была
инициативная группа энтузиастов, которая помогла балетмейстеру осуществить на
сцене Центрального дома офицеров его дипломный спектак+ль. Поначалу в нее вошли
молодые артисты балета Оперного театра и учащиеся хореографического училища.
Затем, продолжая свои эксперименты,


Рашид Ахмедов вышел с
ними на республиканское телевидение, периодически получая «прописку» при
различных городских комитетах комсомола. В то время на его постановочные
репетиции в Доме офицеров начала приходить талантливая молодежь из других
музыкальных коллективов Баку – Азконцерта, Театра песни им. Р. Бейбутова и
Театра Музкомедии.       


В этих вещах, помимо
взрослых исполнителей, стали проявлять себя также воспитанники старших классов
хореографического училища.  Впоследствии,
в связи с себе одноименную фирму для финансовой поддержки своих пилотных проектов
и самобытных замыслов. Сам же Рашид Ахмедов приобрел официальный статус
директора, к тому же, подтвердив его дипломом менеджера. В тот период постановочная
база и офис компании время от времени перемещались в разные съёмные помещения.


Возник солидный
«институт» спонсоров – от посольств нескольких государств до внушительного ряда
нефтяных компаний и фондов, выдававших коллективу гранты на проведение его
спектаклей. И с этих пор Камерный балет Баку определился в ранге
NGO
неправительственной организации, в которой нет постоянного штата сотрудников, а
все ее участники работают здесь волонтерами, то есть безвозмездно.


«Терпсихора» не
занимается бизнесом, а выполняет благотворительные, гуманитарные программы,
связанные с эстетическим воспитанием подрастающего поколения.


Все постановки этого
общественного театра-студии постоянно осуществляет его учредитель и неизменный
артистический директор Рашид Ахмедов, и воплощаются они по его же оригинальным
драматургическим разработкам на музыку, никогда не звучавшую на отечественной
балетной сцене. Они, отражая кредо хореографа, базируются на сочинениях выдающихся
композиторов ХХ века.


Зачастую, отдавая
дань названию труппы и количеству участников ее премьер, Ра+шид Ахмедов
предпочитает выбирать камерные произведения замечательных авторов. Выступления
и презентации компании обычно проходят на сцене Оперной студии или Театра Юного
Зрителя при участии сборного состава исполнителей: нигде не работающих
профессионалов и. как правило, студентов школы балета.


Произведения этой
экспериментальной мастерской нашли широкое отражение в газетных и журнальных
рецензиях, в телевизионных и радиовещательных программах, творческих вечерах и
конференциях.


За время
существования организации здесь выросло не одно поколение молодых и начинающих
танцовщиков, которые благодаря Камерному балету Баку сумели веско заявить о
себе, выявить свой творческий потенциал. С самого своего истока студия
«Терпсихора» была «трибуной» молодых и для молодежи. И сегодня, спустя более
20-ти лет, театр продолжает инициативно трудиться, создавая новые спектакли и
выращивая свежие исполнительские силы на ниве балетного искусства
Азербайджанской Республики.   


 


Книга, написанная на
основе предыдущих публикаций о Камерном балете Баку (1988 и 1997), включает в
себя богатый иллюстративный и справочный материал. Значительно расширенная и
дополненная новыми сведениями, она отличается тем обстоятельством, что ее текст
во многом соткан из цитат журнальных и газетных материалов, ранее
опубликованных в центральной и местной прессе.


Издание представляет
большой информационный интерес, оно рассчитано на широкий круг читателей, как
профессионалов, так и любителей балетного искусства.


                




 


 


 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий