суббота, 31 мая 2014 г.

Rashid Ahmedov Karacev (Балетмейстер-постановщик Рашид Ахмедов Карацев) ...





Театр-студия в 2001 году приступил
к постановке спектакля в жанре ностальгической идиллии под названием «Потерянный
рай» по неизвестной партитуре «Демон» великого немецкого классика ХХ века Пауля
Хиндемита. Музыка всех балетов этого композитора была предоставлена Рашиду
Ахмедову по его просьбе Посольством Федеративной Республики Германия в
Азербайджанской Республике. После того как выбор пал на балет «Демон»,
хореограф начал  поиск подходящих для его
воплощения исполнителей, а, следовательно, в очередной раз сколачивать антрепризу.


Обычно в перерывах между
постановками спектаклей директор НПО – неправительственной организации
«Терпсихора» и художественный руководитель «Камерного балета Баку» занят
подготовкой будущих артистов для своих предстоящих проектов, то есть, он
задействован на педагогическом поприще. Так было и на сей раз, поэтому
выпестованные им новоиспеченные «кадры» заняли достойное место в рамках
исполнительского состава нарождающегося опуса.


Фабула, а за ней и сценарий
произведения возникли не сразу. Поначалу автору мыслилась балетная парафраза
великой драмы Джона Мильтона «Потерянный рай». Но, как выяснилось впоследствии,
ни самостийная партитура, ни скромный камерный состав обновленной труппы, были
не в состоянии отразить трагическую грандиозность этого сочинения  гениального английского поэта
XVII века. Поэтому режиссер написал
свой собственный сюжет, «вычитав» его из драматургии партитуры своего любимого
композитора. В результате, от поэмы Мильтона, к сожалению, осталось лишь ее
название.


Интенсивные постановочные
репетиции с учащимися средних классов хореографического училища начались в офисных
помещениях компании в сентябре–октябре 2000 года, а с солистами – студентами
старших классов школы балета – в январе–феврале нового года.  Затем, когда хореограф в общих чертах
закончил свою работу, были организованы репетиции на сцене Оперной студии; здесь
же в конце апреля 2001 года при спонсорской поддержке нескольких иностранных
корпораций состоялась торжественная премьера нового творения «Камерного балета
Баку».


Перед закрытым занавесом Рашид
Ахмедов произнес свое традиционное вступительное слово, а потом здесь же, на
авансцене, его голос «за кадром» прочел содержание спектакля, в то время как
персонажи схематично разыгрывали его перед публикой.


Ода первая «Райская пастораль».


Декорационное убранство
сценического пространства включает в себя расписанный маслом холст задника в
виде фантастического леса, кусты цветов у кулис, по центру –  двухступенчатое возвышение, покрытое
золотистой фольгой, и висящие на первом плане полукружья прозрачных занавесей.


Действие начинается без музыки:
выбегает ангел во всем белом и протяжно звонит в колокольчик. Затем появляется
прекрасная Девушка в длинном переливчатом, серо-серебристом платье с синим
орнаментом на подоле, в руках которой – музыкальная открытка, издающая едва
различимые звуки чудесной мелодии. Откликаясь на эту «райскую музыку», из
кустов показываются четыре жительницы парадиза, которые приветствуют появление
Владычицы рая. Последняя из них облачена в черное одеяние со шлейфом до пола,
богато декорированное деталями под серебро, и аналогичного оттенка головной
убор. Танцовщица царственно шествует к центру и поднимается на свой пьедестал.
В этот момент включается музыка 1-ой части, названной сценаристом «Райская
идиллия»; она тревожна и импульсивна, стремительна и активна. Здесь
задействовано несколько персонажей: Фея цветов в наряде голубого тона, держащая
по цветку в каждой руке, две «створки» райских ворот, а также Падший ангел,
одетый в монохромный белый балетный костюм с белыми же крыльями-разлетайками.
Фея цветов и Владычица рая в тревожной и взволнованной по жестам пластике
передают свои сложные чувства. Причиной тому является поведение Падшего ангела,
который, беснуясь, кружит вокруг благословенного сада и бесцеремонно стучится в
его ворота.


Второй номер, по контрасту, идет в
медленном темпе и отличается трехдольным поступательным движением. Тогда
появляются три Ангела в разноцветных одеждах: красно-бордового, бело-синего и
черного колера с блеском. На эту величественно-торжественную мелодию поставлен
«трехслойный» полифонический по композиции церемониал, где каждая группа
персонажей ведет собственную пластическую линию. На усеченную репризу своей
темы Падший ангел вновь повторяет настойчивый бег по кругу, а в момент, когда
Владыки совещаются друг с другом, юрко прошмыгивает внутрь эдема.


Следующее явление, идущее в
темпе 
Moderato, по своему характеру призвано
описывать будни парадиза, когда размеренно и как-то прозаично звучит основная
его тема. Здесь одна за другой слетаются три райские птицы, одетые в шальвары,
блузы с широкими рукавами, имитирующими крылья, и головные уборы
самостоятельных тонов – бело-синего, серо-зеленого и розово-красного. Их
танцевальные эволюции, построенные на обогащенном свободными элементами
классическом танце, в целом, отображают 
добродушный и ласковый нрав обитателей благословенных кущ.


На паузу между эпизодами
происходит приглушение интенсивности сценического освещения, и в этот момент с
разных сторон сбегаются Фея цветов и Падший ангел, а затем выходит на первый
план и Владыка рая. Его облачение состоит из коричневого цвета костюма со свисающим
желтым атласным шарфом и коричневого плаща с бело-золотым подбоем. Играя на
воображаемых музыкальных инструментах, 
под хроматические ходы и ударные аккорды солирующего в оркестре
фортепиано, тройка корифеев извивается и трепещет, создавая образ поистине
инфернального выступления. Немудрено, что тогда выползают два детеныша Гидры,
одетые в черные обтягивающие комбинезоны, украшенные сине-белым бисером, тот же
рисунок прочитывается и на перчатках и шапочках «пресмыкающихся».        


Ода вторая «Искушение праведников»
начинается с эпизода, в котором к двойке Гидры (на приглушенную, как бы
«змеящуюся» тему низких регистров струнных и духовых инструментов)
присоединяется и тройка ангелов, подпавших под ее отрицательное обаяние. Их стелющиеся,
волнообразные элементы, множество «шпагатов» и других разновидностей растяжек
на полу, как раз, характеризуют давящее, почти гипнотическое воздействие этого
фрагмента, чуть позднее достигшего колоссальной музыкально-хореографической кульминации.


Следом за сценой-бдением (для
драматургического сопоставления сторон) вступает в свои права новое явление –
продолжительный  диалог двух райских
птиц. Звучит тихое вступление повествовательного характера, которое вскоре
приводит к музыке, где на фоне негромкого шелеста струнных прослушивается тихое
высказывание флейты. Хореография передает настроение грустной задумчивости и
светлой печали. Постепенно темп ускоряется, оркестровая громкость усиливается,
что, соответственно, влияет на течение пластической ткани; она обретает рваный
ритм и резкость в движениях, – и всё это не выходит за пределы классического
танца. На «подмогу» подругам спешат третья пернатая и Девушка в платье
пепельного цвета. Все они совместными усилиями способствуют тому, чтобы
усугубить впечатление напряжения и консолидации сил перед лицом гипотетического
выпада враждебных сил. Но вскоре звучность спадает, и райские «щебетуньи
успокаиваются, образуя группу-квартет, получившую название «цветок счастья».


Однако желанный покой не
наступает, – ведущая в стайке птиц 
розовой одежде) выделяется с мягкой по линиям сольной партией, идущей на фоне
пластического аккомпанемента переодетой Владычицы рая. На сей раз, она выходит
в удлиненном облачении светлого тона с оборками и свисающими деталями за спиной
и газовым шарфом в руках. Элегический монолог солистки академического толка
сопровождается эманацией  корифейки,
действующей в ключе свободной выразительности. Одна томится от одиночества под
ностальгическое пение «облигатной» флейты, а другая ее философски успокаивает,
ведомая чувством сострадания. В финальной точке им в поддержку появляется
Владыка рая.


Очередной фрагмент контрастирует
предыдущему благодаря режиссерскому приему: освещение неожиданно сбавляет свою
силу, и тут Падший ангел приводит с собой своих новых товарищей – перерожденных
праведников (Ангелов). Объединенные действия четы Владык против «терцета» их
оппонентов обостряются борьбой нервов, учащенным пульсом дипломатических
пререканий. Острые по форме позировки и всплески рук, четкие и резкие движения
ног, близкие танцу модерн, поставлены в соответствии с «музыкальным моментом»
композитора, применившего здесь тембры медных духовых, которые заставили
актеров играть напористей и активней.     


Новый перепад сюжета связан с
появлением изменивших свой облик Феи цветов и Девушки. Первая из них наряжена
во все розовое, она с алым цветком в руке, а вторая – в серо-голубой парчовый
гарнитур из легкой юбки и блузона в складках, в ее руке красный плат. Тут
звучит оживленный, таинственно приглушенный «вальс» для флейты и струнных
инструментов. Исполнительницы, как бы соревнуясь друг с другом, проводят две
абсолютно самостоятельные «вариации», в которых неоклассический пласт
образности причудливым образом сочетается с элементами свободной пластики.
Замерев в заключительной позе, героини простодушно примиряются, найдя на миг
отдохновение. 


Развернутое заключение части,
восполняющее традиционное балетное адажио, конечно же, идет в медленном темпе и
отвечает всем требованиям такового. Начинается сцена с экспозиции образов
пятерки жительниц эдема в однотонных развевающихся облачениях пастельных
оттенков – розового и бледно-зеленого, светло-сиреневого и кремового цветов.
Они под мягкую пасторальную мелодию камерного оркестра резвятся на лесной
поляне, а в это время Владыка рая в белом прозрачном плаще поверх своего
костюма и с «молнией» в руке безрезультатно пытается прогнать Падшего ангела из
здешних мест. Танцевальная пантомима их проходки по авансцене полифонически
соседствует с расковано безмятежной, классического плана пластикой остальных
персонажей.  Но шкодник не собирается так
просто сдаваться, он завязывает с райскими девами невинные игры, а те с
радостью принимают его в свою компанию. Под интенсивную кульминацию фортепиано
и струнных Владыка, не на шутку разгневанный, настаивает на своем приговоре, и
разочарованные обитательницы парадиза по одной покидают место действия. И тогда
Падший ангел (на оживленную мелодию лирического содержания), цепляясь за
соломинку, все же еще танцует в бальном стиле с миловидной Девушкой-солисткой,
пока грозный хозяин окончательно не разлучает их. Под заключительные такты
музыки спокойного, созерцательного характера удовлетворенный властелин кущ,
оставшись один, совершает некий обряд, шаманя с красным шелковым покрывалом, имитирующим
пламя огня.


Наступает 3-я часть балета,
озаглавленная «Новая жизнь», которая выполняет функцию коды
Pas daction. Звучит моторная, бойкая тема,
сбирающая всех участников предыдущего ансамбля. Девы разгорячено и веско
защищают своего приятеля. Классический танец здесь вновь обретает непривычный
контур – резкий и острый. В своем первом наряде черного цвета с серебром
предстает Владычица рая, которая, однако, старается выгнать прочь зарвавшегося
задиру. Но, несмотря на ее гневные, «прогоняющие» жесты и активные,
«выталкивающие» движения, она не в состоянии справиться со своей задачей.
Падший ангел постоянно ускользает от нее, двигаясь вокруг своих защитниц.


Внезапно яркость сценического
освещения и сила музыки спадают, оркестр Хиндемита буквально «нашептывает»
своеобразную тему змей. Под шуршащие, завораживающие звуки выползает двойка
Гидры и выходят три переметнувшихся благочинцев с Падшим ангелом. Секстет
исполнителей развивает пластические мотивы предшествующего аналогичного танца,
показывает, как глубоко сумел проникнуть в их души этот демон отрицания.   


Финал балета композиционно и
музыкально перекликается с началом спектакля: проводится та же тема
вдалбливающего, настырного желания Падшего ангела достучаться до ворот рая и до
сердец его обитателей. Преображенная Фея цветов – в белом одеянии – занимает
свое прежнее место в мизансцене. Опять появляются «створки» райских ворот
(двойка Гидры), так же неистово герой кружит вокруг Эдема, а в финальной точке
он подлетает к пьедесталу Владычицы рая и молитвенно просит ее о снисхождении.


«Потерянный рай», разумеется,
является новым словом в жизни антрепризы; спектакль отражает инициативное
стремление Рашида Ахмедова осваивать новые хореографические жанры и выносить на
балетную сцену музыку, никогда до этого не звучавшую в пластическом театре.


 


Ежедневное
общественно-политическое обозрение «Эхо» за 1 мая 2001 года в
экспресс-сообщении «Потерянный рай найден композитором» проинформировало:
«Независимый театр-студия «Камерный балет Баку» осуществил постановку пантомимы
«Потерянный рай» композитора Пауля Хиндемита. Продюсер проекта и он же автор
сценария и балетмейстер Рашид Ахмедов. Напомним, что балетмейстер Р. Ахмедов
известен как постановщик таких произведений, как «Дон Кихот» К. Караева и
«Воспоминание о Манфреде» Й. Брамса, «Весенние колокола» Р. Штрауса, «Добро и
Зло», «Восточная поэма» Т. Бакиханова и других. Либретто хореографического
спектакля «Потерянный рай» – на библейскую тему... Исполнителями этого проекта
выступили учащиеся Бакинского хореографического училища и воспитанники студии
«Терпсихора» при Камерном балете. «Потерянный рай», по мнению зрителей, чарует
своей лирической интонацией, мягкой и волнообразной пластикой. Колышущиеся
разноцветные драпировки и живописный фон произведения вместе с музыкой
Хиндемита создали волнующее и цельное зрелище».


Столь же оперативно откликнулась
на премьеру газета «Зеркало», которая в выпуске от 1 мая 2001 года в рецензии
«Потерянный рай» убежденно уведомила своих читателей: «Партитура, оригинальное
название которой «Демон», создана в 10-х годах минувшего столетия и никогда не
исполнялась ни на концертных эстрадах, ни на балетных сценах нашего отечества.
Это второе обращение коллектива к творчеству замечательного автора. Ранее на
этой же сцене состоялся хореографический спектакль «Искушение св. Антония» на
музыку симфонии «Художник Матис» Хиндемита. Генеральным спонсором этих проектов
выступило Посольство Германии в нашей стране.


Автором сценария,
балетмейстером-постановщиком и продюсером этого неординарного спектакля
является художественный руководитель и директор антрепризы, известный хореограф
и танцор Рашид Ахмедов. Его интерпретация роли Владыки рая насыщена
современными по остроте элементами из арсенала свободной пластики, пленительным
актерским наполнением, умением выстраивать мощные эмоциональные кульминации.
Само представление радует глаз зрелищностью декорационного убранства и
живописностью сценических костюмов, умелой постановкой мизансцен и плавной
гармоничностью хореографического языка, и, конечно, потрясает поразительной по
силе партитурой гениального композитора».


Линию положительной оценки
представления продолжила статья «Проделки падшего ангела», вышедшая в свет в
еженедельнике «Вышка» от 4–10 мая 2001 года (№ 17). В ней сказано: «На фоне буйной
растительности, утопающей в густых облаках, по планете кружит и беснуется
Падший ангел, который стучится в двери рая. Его надменно и гордо встречают
обитатели Эдема, но шалуну все нипочем, его проказам нет конца. В финале
действия потревоженные ангелы тактично выпроваживают непрошеного гостя вон за
пределы идиллического сада. Но прохвост умудряется подружиться с красивыми и
мудрыми Змеями, которые, в конце концов, вновь тайно впускают приятеля в Рай.
Падший ангел остался в уютном и благословенном месте, однако он притаился и
замаскировался под доброго малого. Вот вкратце та история, которая была
поведана со сцены Бакинской музыкальной академии Камерным балетом Баку
совместно с Оперной студией имени Ш. Мамедовой в одноактном балете «Потерянный
рай» на музыку классика ХХ века Пауля Хиндемита. Компакт-диск с записью этого
неизвестного шедевра великого немецкого композитора был предоставлен
балетмейстеру-постановщику и автору сценария спектакля Рашиду Ахмедову отделом
культуры Посольства Федеративной Республики Германия. Данная организация также
явилась спонсором этого яркого и занимательного зрелища.


«Потерянный рай» привлекает
нестандартным хореографическим и режиссерским решением, вдохновляющей музыкой,
красочными декорациями и костюмами. Материальную помощь для достойного
проведения премьеры оказала компания
UNOCAL, которая является спонсором нескольких
постановок коллектива последних лет».


«Искушение праведников». Райская
птица Сирин поет свою печальную песнь томления. Воодушевляясь, она
пророчествует о всяческих драматических коллизиях, ожидающих пока еще мирную
землю. Судьба планеты будет одновременно печальной и радостной, полной невзгод
и счастья. Постепенно вещая певунья успокаивается, и ее элегическая песня
обрывается, – расцветает цветок любви. Падший ангел вовлекает в свою азартную и
рискованную игру ангелов и Владык рая, и все они заражаются мрачными причудами
и тщеславными идеями демона. Обитатели эдема встревожены и опечалены его
проповедью. Взаимоотношения пришельца и жителей парадиза становятся все более
напряженными и конфликтными, их поведение и привычки все более явственно
обнаруживают свою непримиримую разницу. Но ни шлепки Гурий и Пери, ни клевки
Райских птиц не доставляют проказливому шкоднику неприятностей или раздражения.
Все козни недоброжелателей воспринимаются им философски, доставляя ему только
бодрящую радость игры. Ангелы напрягаются, трепещут, но не могут пронять
ускользающего от них драчуна: он неуязвим для их действий. Тогда совместными
усилиями жители парадиза вышвыривают чужеродный элемент из своего устоявшегося
быта прочь за двери рая», – гласит средняя часть программы спектакля. 
http://www.youtube.com/watch?v=jGEPNvXtFRQ&list=LLWNRMvJPrRP8Id5uwbGY8UA&feature=share&index=33

Комментариев нет:

Отправить комментарий