пятница, 2 мая 2014 г.

Rashid Ahmedov Karacev IGOR STRAVINSKY "Orpheus - Apollo" (2002)





ГЛАВА  ПЕРВАЯ


СТАНОВЛЕНИЕ


В его роду не было представителей творческих
профессий, а только зажиточные крестьяне, негоцианты, священнослужители. Рашид
Ахмедов появился на свет холодным мартовским утром 1956 года в Баку, в семье
скромных служащих. Назвали малыша в честь необычайно популярного в то время
певца Рашида Бейбутова. Жили бедно, ютились в крохотной комнатушке близ
Баксовета, недалеко от дома Ростроповичей.


Его отец –
Карацев Зейнатулла Зайдулович всю свою жизнь прослужил на судах дальнего
плавания начальником рации. Он, с отличием закончил Бакинское мореходное
училище, кроме того, имел незаконченное (по семейным причинам) высшее
техническое образование; увлекался бытовой техникой и чтением художественной
литературы.
 


Мать
будущего артиста – Ахмедова Роза Закировна более полувека проработала
заведующей расчетно-финансового отдела Октябрьского районного пищевого торга.
Она после окончания Бакинского техникума советской торговли поступила в
Институт народного хозяйства, однако вынуждена была уйти с 3-го курса
из-за
  невозможности ёоплачивать свое
дальнейшее обучение. Ее пристрастиями с юности были театр и литература.


Мальчик с
раннего детства приобщился к балету благодаря тому обстоятельству, что его
семья традиционно по воскресным дням посещала хореографические представления
Оперного театра. Поэтому неудивительно, что самые первые яркие художественные
впечатления отлож+ились в его сознании, в первую очередь, от соприкосновения с
такими произведениями, как «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского,
а также «Золушка» С. С. Прокофьева в постановке Московского балета на льду во
время его гастролей в Баку.


Танцевать он
начал раньше, чем научился бегло читать. Конечно, свои эмоции неумейка
выплескивал в импровизационных танцевальных монологах под пластинки с записями
своих любимых балетов. И вот, в 6 лет пластически одаренного ребенка привели в
детскую хореографическую студию при Центральном Доме офицеров, где он начал
обучаться у заслуженного артиста республики Л. В. Леонова.
  Этот коллектив существовал не первый год и
пользовался у бакинцев немалой популярностью. Здесь начинали свой творческий
путь многие прославленные деятели балетного театра; среди них – народный артист
С*ССР, хореограф Валентин Елизарьев, народные артисты Азербайджана Владимир
Плетнев и Медина Алиева, заслуженные артисты республики Ирина Низаметдинова,
Виталий Ахундов и многие другие. Принимая участие в некоторых спектаклях
коллектива («Аистенок» и «Коппелия», «Кукольная история» и «Золушка»),
подросток-балетоман, таким образом, стал постигать азы своей будущей профессии.


В
хореографическом кружке учат лишь самым первым, общим понятиям о балетном
искусстве: как правильно стоять у балетного станка на выворотных ногах и верно
держать спину, как грамотно ходить и бегать по сцене, делать поклоны и прочие
несложные движения. Но самым важным соображением для старательного «курсанта»
явилась +возможность принимать участие в утренниках Детского народного театра
балета. И еще он узнал, что настоящий артист никогда не позволит себе выйти на
сцену даже во время репетиций в повседневной обуви.


Видимо,
тогда у пытливого новичка и зародилась страсть самому организовывать
исполнителей и составлять с ними танцевальные композиции. Не переодеваться,
наряжаться, гримироваться, а затем щеголять на подмостках в жеманных движениях.
Нет. Все это было ему чуждо и позднее. Уже с самого начала, с момента
становления его как деятеля хореографического творчества, он почувствовал свое
истинное призвание – стать балетмейстером, руководителем всего процесса рождения
спектакля: от замысла до воплощения его на театральной эстраде.


Оставив
прежние увлечения, заводила попробовал с соседскими детьми поиграть с ним в
балет. Позже, в школьные годы, проказник не бросил эту забаву, напротив, как-то
собрав своих приятелей и знакомых, сколотил из них свою первую инициативную
группу. У себя дома, благо позволяла просторная трехкомнатная квартира, он
приступил к регулярным репетициям увиденных им на профессиональной сцене балетов.
Здесь почти всё было как в настоящем театре – афиши и билеты, драпировки и
декорации, специальное освещение и музыкальное сопровождение. А сам юный
режиссер не всегда участвовал в представлениях, предпочитая «дирижировать» их
ходом. И это потешное предприятие просуществовало не шуточно долго – около 10
лет.
  


                                                        


За это время
подросток уже стал учеником хореографического училища, попав в класс
замечательного профессионала, заслуженного педагога Азербайджана Розы Алиевны
Гаджиевой. Стройный, с удлиненными пропорциями и легким прыжком, обладающий
природной устойчивостью, новичок словно был создан для того, чтобы сделать карьеру
классического танцовщика. Однако ощущал он себя в этой стихии не вполне
уверенно, излишне скованно. Трудно было предугадать в застенчивом поклоннике
Терпсихоры артистический талант и предрасположенность к остро-характерному
танцу, проявившиеся у него в старших классах хореографического училища,
отмеченные его педагогами Э. П. Алмазовой (мастерство актера) и А. В. Акоповым
(народно-сценический танец).


Буквально
каждый день воспитанника школы балета – Рашида, как впрочем, и большинства его
товарищей, заполнен до отказа: регулярное обучение специальным дисциплинам,
занятия в классах общего образования, репетиции танцевальных номеров в
спектаклях академического театра и неустанный просмотр всех балетных постановок
этого коллектива. А по воскресеньям – участие в выступлениях театра-студии при
Доме офицеров или времяпрепровождение в своем кружке «камерного балета», что в
переводе с итальянского языка означает комнатный или домашний бал, маскарад.
 


В жизни
юноши появляется множество судьбоносных увлечений и пристрастий, прежде всего,
это неуемная жажда чтения, изучение музыкальной литературы всех эпох и жанров,
наконец, открытие в себе жилки пытливого исследователя балета.


Первоначальный
«послужной список» студента Бакинского хореографического училища достаточно
широк: «Чернушка» А. Аббасова и «Девичья башня» А. Бадалбейли (Г. Алмасзаде),
«Семь красавиц» (П. Гусев) и «Тропою грома» (К. Сергеев) К. Караева, «Золушка»
С. Прокофьева (Н. Назирова) и «Легенда о любви» А. Меликова (Ю. Григорович) и
другие. В профессиональном репертуаре начинающего исполнителя помимо
вышеозначенных кордебалетных партий появляется новинка – испанский танец на
народную музыку, в котором неожиданно ярко обозначился его сценический
темперамент. Кроме того, к приближающемуся выпускному концерту началась
постановка драматической зарисовки по
I части 7-ой симфонии Д. Шостаковича. Но, по каким-то
причинам, эта композиция не была завершена, поэтому пришлось довольствоваться
участием в восстановленной Гамэр Алмасзаде
 
старой, доброй «Арлекинаде». 


На этом
счастливое детство заканчивается, – повзрослевший энтузиаст своего дела за
год-два до выпуска жутко вытянулся (
1
м
., 90
см
.) и, при этом, недопустимо для артиста балета
похудел. Более того, он стал катастрофически терять зрение, и теперь обходиться
без очков уже не мог. Ему как бы самой судьбой выпало играть только одну роль –
Дон Кихота, что он позднее с блеском и сделает в собственном балете на музыку
Кара Караева. А тогда на вопрос своего педагога по классическому танцу –
заслуженного артиста республики Руфата Зейналова – «Что же ты теперь будешь
делать?», не раздумывая, ответил – «Буду поступать на балетмейстерское
отделение в Ленинграде».


Санкт-Петербург
всегда властно манил воображение восприимчивого мечтателя. Во-первых, его, с
подросткового возраста знакомого с книгой Михаила Фокина «Против течения»,
захватила художническая атмосфера и творческая судьба многих деятелей «Русских
сезонов». Во-вторых, молодого человека потрясли недавние гастроли в Баку артистов
балета Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, в числе которых был и Михаил
Барышников, а также выступления Ленинградского театра хореографических миниатюр
Леонида Якобсона, особенно его «Экзерсис ХХ века» на музыку И. С. Баха.
Наконец, впервые побывав во время новогодних каникул в Ленинграде и увидев
«Спящую красавицу» в исполнении Ирины Колпаковой и Юрия Соловьева, он понял,
что этот город определит его дальнейшую судьбу.


Эта мечта
тинэйджера осуществится через два года: прежде была служба в армии – сначала в
ансамбле песни и танца при Доме офицеров им. А. Асланова (вместе с ведущими
танцовщиками Оперного театра Э. Алиевым и В. Ахундовым), а затем в летной школе
латвийского города Алуксне. Возмужавший и окрепший, Рашид прилетел в Ленинград,
и с первой же попытки был принят на отделение балетной режиссуры Музыкальной
академии им. Н. А. Римского-Корсакова в мастерскую народного артиста России,
главного хореографа Театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского (Малегот)
Николая
  Боярчикова. Все педагоги по
танцевальным предметам являются непосредственными учениками А. Я. Вагановой. И
этим все сказано. За пять лет учебы в вузе и постановочной практики в Оперной
студии при нем из талантливого, подающего большие надежды студента выковался
настоящий мастер балета и танцовщик во всеоружии своего ремесла.


На
вступительном собеседовании П. А. Гусев, бывший тогда заведующим кафедрой
хореографов, был поражен количеством и разнообразием сочиненных «для себя»
композиций 20-летнего соискателя. В его творческой папке находились, записанные
по его собственной системе, пластические партитуры и постановочные решения
десяти (!) балетов: «Манфред» и «Буря», «Франческа да Римини» и «Гамлет», «Ромео
и Джульетта» по музыке П. И. Чайковского, «Игра в карты», «Жар-птица» и
«Петрушка» И. Ф. Стравинского, «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова и «Четыре
темперамента» по
Concerto grosso А. Я. Эшпая. Многие из этих заготовок были
снабжены эскизами декораций и костюмов в авторском исполнении. Цикл
симфонических
  программных произведений
П. Чайковского (включая все увертюры-фантазии) отразил страстное увлечение
неофита драматически насыщенной программной музыкой, способной стать основой
для яркого хореографического представления. В этом смысле он считает себя
продолжателем великих традиций М. М. Фокина, заложенные мастером в антрепризе
«Русские балеты» С. П.
  Дягилева. А
сборник статей хореографа, который является его настольной книгой, постоянно
будоражит воображение, подпитывает свежими идеями. Раз и навсегда заболев
«Русскими сезонами» в Европе, он позднее напишет как бы продолжение своего
любимого бестселлера – монографию о третьем балетмейстере дягилевского
предприятия – Леониде Мясине.
http://youtu.be/GqmdoPH74Ak

Комментариев нет:

Отправить комментарий