понедельник, 7 июля 2014 г.

Rashid Ahmedov Karacev 2013. Film MEMORY of NIZAMI





Следом за столь удачным
произведением – «В честь танца» – молодой постановщик, работавший в то время в
Государственном театре музыкальной комедии имени Ш. Курбанова руководителем
балетной труппы – хореографом и педагогом-репетитором, начинает активное сотрудничество
с республиканским телевидением. Здесь он показал несколько своих работ, среди
которых выделяется «Мим – Нарцисс и Икар» по номеру из балета С. Ч. Прокофьева
«Блудный сын», поставленный в 1984 году. Выбор выразительных средств для этого
«маленького балета» был произведен хореографом чрезвычайно тщательно и
скрупулезно. Это был театр одного актера. Обнаженный по пояс, босой
исполнитель, одетый лишь в серые лосины, захватывал внимание с первых же тактов
жесткой, брутальной по звучанию темы в трактовке большого симфонического
оркестра. Пластика Мима, открывающего новеллу, сочинена в стиле модерн, и
отличается она декоративностью, графичностью линий. Актер, словно находясь в
экстазе, бурно и буйно порождает свое детище – образ Нарцисса. Движения и
музыкальное сопровождение резко меняют свой характер, становясь изящными по
ощущению и изощренными по форме. Исполнитель садится на пол, ворожит над
воображаемым водоемом, любуется собствен-ным отражением8 в е го глади. Но тут на репризу начальной части Мим
резко вскакивает, будто увидев в воде то-то пугающее или безобразное. На мощные
аккорды оркестра он пыта
6ется
взлететь, возвыситься духом, помчаться навстречу своей мечте. Технически
сложная, виртуозная комбинация полуклассических элементов завершает данный мини-триптих.


Журнал «Советский балет» (1986, №
4) в статье Г. Меликовой «Сквозь столетия…» об этом сочинении, в частности,
заметил: «Номер представляет собой как бы три монолога, «произносимые» актером
от имени различных персонажей. Перевоплощения здесь происходят мгновенно, меняя
не только образы, но и лексику, краски танца. Острые, гротесковые движения Мима
переходят в лирическую кантилену пластической речи Нарцисса, упоенного
гармонией природы. И вдруг – взрыв! Мим представляет нам Икара, чей полет к
солнцу стал для людей чем-то большим, чем легенда». Данная миниатюра стала
подлинным маленьким шедевром 
балетмейстера и его первого исполнителя – Александра Мишина. В буклете,
посвященном творчеству артиста, читаем об этой постановке: «…с изяществом и
тактом сочетает он гротесковые, лирические и мелодические черты триединого
образа. Много непосредственности и задора в Миме, грациозен… самовлюбленный
Нарцисс. До трагических высот поднимается артист в изображении страданий и
подвига Икара».


 


Параллельно с «Мимом» хореограф,
по предложению директора театра Музкомедии – заслуженного работника культуры
Азербайджанской Республики Б. А. Касимова, приступил к постановке миниатюры
«Источник» на музыку Мехрибан Ахмедовой. Непродолжительная композиция этой вещи
трехчастна. Открывается она сценой, в которой на фоне волнообразного фона из
шести исполнительниц, олицетворяющих волны, Юноша и Девушка, одетые в  балетные костюмы, выполненные в национальном
духе, исполняют любовный дуэт. Их пластическая речь, вместившая в свой
лексикон, как классические  движения, так
и
pas из
арсенала азербайджанского народного танца, выразительна и свежа. Поддержки
отличаются целомудренностью и трепетностью чувств, а мимическая игра –
томностью и лаской. В среднем разделе, более медленном по темпу и тихом по
звучанию, даны вариации ведущих персонажей. Тонкая и изысканная игра кистей рук
солистки сменяется витиеватой «цепочкой» прыжков – у героя. Постепенно волна
эмоционального напряжения нарастает, и, вместе с ней, нагнетается активность
ансамбля. Одетые в бело-голубые трико и купальники, с трепещущими газовыми
полотнищами на руках, они оборачиваются девушками, идущими за водой на источник-
(ведущие на врем8я                   замирают).
Но вот оживает солист, который влюбляется во всех красавиц разом. Его подруга
ревнует и нервничает. Однако вскоре наваждение проходит, и под
6 заключительную оживленную и
жизнерадостную музыку все действующие лица впервые одновременно выполняют сложные
танцевальные «фразы», в которых клокочет беспечная молодость и радость взаимной
любви     


В буклете «Александр Мишин» можно
прочесть об этом «пластическом октете» начинающего хореографа следующее: «В
работе над миниатюрой «Источник» (1984), являющей собой как бы поэтическую
грезу, А. Мишин опирается на музыку, пронизанную народными ритмами и интонациями,
звучащими свежо и современно. Словно ожила старинная восточная миниатюра, с ее
графической четкостью хрупких линий. Их излом передает надрыв Юноши, ищущего
свой идеал. Танец главных героев, которым вторит кордебалет девушек-волн,
насыщен сложными, почти акробатическими поддержками». 


 


Первые свои вещи молодой
специалист показал и в Театре музыкальной комедии, где он совмещал несколько
творческих и административных функций: хореографа, руководителя коллектива и
педагога-репетитора. На преподаваемый им тренаж нередко приходили некоторые артисты
Академического театра, но главным для него всегда была постановочная
деятельность. В «Летучей мыши» И. Штрауса и кордебалет («Вечное движение»), и
солисты («Арлекин и Коломбина») танцевали в классическом стиле – в удлиненных
пачках разных оттенков и на пуантах. В том же ключе образной выразительности
была решена вставная балетная сцена «Подводное царство» на музыку Г. Г. Рзаева.
Здесь две пары солистов морских звезд чередовалась с выступлениями кордебалета
рыб и водорослей, образуя форму, близкую
Grand Pas.


В других его работах в данном
коллективе проявилась тяга балетмейстера к современному профессиональному
стилю, основанному на танце модерн. Это композиция «Катарсис-» на музыку М.                                        8Огинского
из спектакля «Трумф» по И. Крылову и хореографические фрагменты из «Власти
канарейки» Р. Ахмедзаде.


6


В 1984 году Р. Ахмедов создал еще
несколько концертных зарисовок: трагический монолог «Искания» на музыку
современного венгерского композитора Яноша Варги (А. Мишин), а также два
экспрессивных дуэта – «Преодоление» по «Лунной сонате» Л. ван Бетховена (Е.
Мустафаева и А. Ахундов) и «Фаррука» М. де Фальи (И. Исмайлова и В.
Каравашкин). В уже цитированном буклете утверждается: «Особое пристрастие
испытывает А. Мишин к современной музыке с ее необычным разнообразием, сложными
гармониями, к экспрессивным пластическим образам, подсказанным такой музыкой. В
них привлекает и взрывчатая сила танцевальной стихии, динамика движений и
энергичность жестов. Вот почему с такой легкостью и эффективностью шла работа
над своеобразным монологом «Искания», где столь высока мера условности
образно-эмоционального мира и лексики танца. Артист замечательно передал
неискоренимую потребность человека познать истину, мучительные переживания,
связанные с философской проблемой бытия».


Смелые постановочные эксперименты
ничем не регламентированного творчества помогли ищущему режиссеру справиться с
некоторыми комплексами и проблемами, и смело шагнуть навстречу новым
исследованиям в области музыкально-хореографического искусства.


R


Следующим
значительным завоеванием способного хореографа стал балет-диптих «Помните!»
(1984–85) по симфоническим поэмам «Метаморфозы» и «Помните!» народного артиста
СССР, замечательного мастера, выдающегося композитора ХХ века Арифа Меликова.


Когда в
сезоне 1984/85 годов в Камерном балете Баку было решено отметить новинкой
40-летие Великой Победы,
  то балетмейстер
сразу же обратился к творчеству глубоко почитаемого им музыканта. В «портфеле»
антрепризы уже имелись драматургические наметки по трем первым симфониям
великого композитора, а также имелся замысел сдел-ать постановку
               8по симфоническим поэмам
создателя «Легенды о любви». Поэтому идея включить в данный проект оркестровую
поэму «Мета6морфозы» не заставила себя долго ждать. Однако для создания
«широкоформатной» музыкальной структуры, рассчитанной на целый балетный
спектакль, необходимо было добавить еще одно произведение прославленного
земляка хореографа. На телестудии ему посоветовали для этих целей выбрать
вокально-симфоническую поэму «Помните!», которая до этого случая не была
известна постановщику (не существовало ее грамзаписи). Сделав для себя
магнитофонную запись, режиссер приступил к работе. Но смущала некоторая механистичность
соединения в одном ряду двух совершенно самостоятельных и завершенных вещей,
каждая из которых имеет свою историю. Испытывая определенные сомнения,
балетмейстер решил обратиться к самому композитору. Ариф Джахангирович принял
хореографа у себя дома весьма приветливо и доброжелательно, внимательно
выслушал сценарный проект постановщика, сделал свои замечания и ... одобрил замысел.
   


Окрыленный
хореограф начал собирать коллектив для воплощения своей идеи. Постановки
проходили в октябре–ноябре в балетном зале и на сцене Дома офицеров силами
молодых талантов из Оперного театра, а т-акже солисто
       в 8Азконцерта и театра Музыкальной комедии. В качестве
кордебалета, согласно мысли Рашида Ахмедова, использовались ю6ные воспитанники
хореографического училища.
 


Надо
отметить, что сценарий вбирает в себя две как бы обособленные новеллы, но
  он составлен таким образом, что воспринимается
как единый ток развития действия в рамках драматургии всего спектакля в целом.
От начальной, конкретной по материалу части «Подвиг» (об истории любви с
предательством ее и последующим раскаянием, судом совести героя над собой)
перипетии плавно раскручиваются до завершающей дилогию композиции «Память сердца».


И вот, когда
хореография была уже поставлена, режиссер пригласил А. Д. Меликова в студию,
чтобы показать ему пластическое и драматургическое решение музыки в рабочем
порядке – в репетиционном зале (костюмы тогда еще изготовлены не были). Мастеру
очень понравилась постановка, особенно по части ее визуального текста, но,
вместе с тем, у автора с мировым именем были пожелания тщательнее отрепетировать
с артистами труднейшую хореографическую партитуру балета. Он подарил автору
балета пластинку с записью «Метаморфоз» и начертал на ней: «Рашиду! На
  добрую память с самыми наилучшими
пожеланиями. Желаю успехов в прекрасном начинании. А. Меликов. 25 октября
1984 г.». Помимо этого, он
посоветовал
  заняться художественным
оформлением будущего спектакля, в частности, предполагалось подобрать не менее
пяти–шести живописных задников. Сцена Дома офицеров была сразу же забракована
композитором, как не профессиональная, и вскоре наладил сценические прогоны в
Оперной студии, на одной из которых он даже пробовал сам ставить освещение. Но,
столь удачно начатое сотрудничество, к сожалению, прервалось. Балетмейстер-,
связанный
             работ8ой в театре
Музкомедии, был вынужден, через некоторое время после этого, уехать на
продолжительные гастроли по У6краине и России. И, когда спустя месяц он
вернулся в Баку, вторично заинтересовать мэтра уже не удалось. Поэтому через
некоторое время состоялась премьера «Помните!» все же на сцене Дома офицеров.
На спектакле присутствовали многие представители культуры Азербайджана, но
автора музыки Рашид Ахмедов почему-то пригласить
   не решился. И, наверно, зря, так как и без
богатого художественного оформления, постановка выглядела очень впечатляюще и
убедительно.


Здесь важно
сказать несколько слов относительно эстетических убеждениях хореографа.
Учреждая свою антрепризу, он ориентировался на постановки не больших
академических театров с их безграничными возможностями и ресурсами, а на
образцы продукции камерных западноевропейских трупп, показывающих свои работы с
минимумом реквизита и с небольшим числом участников.
  


             


Занавес
открывается без музыки, представляя сценическое пространство, как бы
придавленное подвешенным на заднем плане огромным полиэтиленовым шаром,
подсвечиваемым прожекторами разных цветов. Чер-ез нескольк
       о мгно8вений включается фонограмма «Метаморфоз»
(
I часть
«Подвиг»). Звучит сумрачные, затаенного характера вступительные аккорды,
подготавливающие проведение призрачной, импровизационного свойства флейтовой
темы. Появляется центральный персонаж всего балета – Герой, одетый в светлые
трико-рейтузы, задрапированные от колена небольшим клешем, и футболку белого
цвета. Пластика и походка персонажа выдают его душевные муки и зрелый возраст.
Постепенно его терзания усиливаются, и, словно не выдержав этой пытки, солист
как бы отбрасывает их прочь от себя (легкий удар в оркестре).
 
http://youtu.be/P0YZMAXrBZo

Комментариев нет:

Отправить комментарий