понедельник, 7 июля 2014 г.

Rashid Ahmedov Karacev («Олимпийцы». Фото-фильм (И. Стравинский)





ГЛАВА  ШЕСТАЯ


ВЧЕРА,  СЕГОДНЯ…


 


 




Н


а перепаде 2001–2002 годов Рашид Ахмедов обратился в Посольство Греции
с просьбой прислать на его имя компакт-диски с балетами Игоря Стравинского на
темы мифов древней Эллады («Орфей», «Аполлон Мусагет» и «Агон») для их
постановки в вечере хореографии, приуроченном к 120-летию со дня рождения
великого композитора. В канун Рождества Посо8л вручил директору НПО
«Терпсихора» музыкальный презент (три диска), что и послужило основание для
заключения контракта; и проект незамедлительно начал осуще-ствляться в
«Камерном балете Баку».


Надо сказать, что пластинки с
записями музыки И. Ф. Стравинского имелись в коллекции воспитанника старших
классов хореографического училища – Р. З. Ахмедова еще с 70-х годов минувшего
столетия («Поцелуй феи», «Соловей», Фортепианный концерт и другие). К тому же,
хореограф уже обращался к творчеству своего кумира неоднократно. К примеру,
если не считать юношеских «постановок для себя» («Петрушка», «Жар-птица»  и «Игра в карты»), то свои ранние спектакли
после окончания балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории он осуществил
именно на музыку петербургского классика: «Пульчинелла» в Театре Музкомедии и
«Олимпийцы» на республиканском телевидении. Вот и сейчас артист решился на
реализацию грандиозного замысла, а именно – воплотить все три его балета на
античную тематику. К сожалению, по независящим от воли режиссера причинам, он
был вынужден отказаться от идеи включить в данный проект также и «Агон» –
поздний шедевр автора «Вес
6ны
священной».


Таким образом, в основу сценария
азербайджанского постановщика легли два замечательных произведения русского
мастера, идущие без перерыва, а сам спектакль в результате получил название
«Орфей – Аполлон». Новообразованный балет-диптих ставился в официальном центре
«Камерного балета Баку» (на улице М. Мушфига) с зимы по весну 2001 года. Для
осуществления этой масштабной акции продюсер, в основном, задействовал
воспитанников хореографического училища (класс своего первого педагога Р. А.
Гаджиевой) а также других исполнителей. После того как пластическая линия
постановки эскизно б8ыла уже ясна балетмейстеру, он продолжил репетиции с
артистами в Оперной студии. Там же прошли сценические прогоны, и состоялась
презентация этой программы в присутствии представителей средств массовой информации.


                                                               


Художественное решение спектакля
аскетично, но выразительно. Выстроенная конструкция напоминает вход в храм:
витая лестница в центре и деревянные хоры, скрытые за двумя половинами
откинутого кисейного занавеса.


На сцене виден Оракул в образе
Орфея с лирой, облаченный в костюм и плащ коричневого цвета с бело-золотой
перевязью через левое плечо. Рядом с ним застыла Эвридика, наряженная в короткое
серебристое платье и аналогичного материала головной убор. Следует краткая хореографическая
прелюдия (без музыки), в которой средствами танцевальной пантомимы показано,
как герой в одночасье теряет свою возлюбленную: та падает ничком, а он – от
горя –  рядом с 8ней. После
непродолжительной паузы Эвридика встает, и, подняв оброненную Орфеем лиру,
скрывается в храме (ее отлично видно сквозь занавес на протяжении всего
действия-).


Звучит начало «Орфея» Стравинского
– томительная и жалобная тема, написанная для арф и струнных инструментов. На
эту тоскливую мелодию выходят две Жрицы храма Аполлона в хитонах одинакового
кроя, но разных тонов – бледно-розового и изумрудно-зеленого, которые около
Оракула исполняют ритуальный танец плача. Вокруг них поочередно являются четыре
Нимфы в белых тюниках с разного оттенка накидках; в своих руках все
исполнительницы держат оливковые ветви. Хореография поставлена на основе
трехлинейного контрапункта, где каждая группа ансамбля проводит самостоятельную
партию. В конце номера Оракул-Орфей вновь принимает  свою прежнюю позу крайней безысходности.


При смене музыкального материала
происходит и трансформация сценической ситуации. Зловещий двукратный «разбег»
медных инструментов приводит к отрывистым фразам солирующей скрипки, как бы
излучающ
6ие импульсивную
энергию. В этот момент исчезают все участники прошедшего эпизода, а на планшете
остаются лишь солист и Нимфа в черной накидке (в партитуре – танец ангела
смерти). Герой, приняв ее за тень любимой, устремляется ей вослед, но ухватить
ее он не может. В средней части этого явления слышится новая мелодия
удивительной экспрессии, проводимая струнной группой. Здесь две Нимфы,
исполненные сострадания, стараются пережить охватившие их бурные эмоции, сокрушаются
по поводу странного поведения их кумира. Сокращенность оркестровой репризы
провоцирует изменение танцевального текста, – лаконичный дуэт Орфея и Нимфы
завер8шается романтической мизансценой: она испаряется, а он садится в
задумчивости на паперти собора.  


Дальнейший этап драмы связан с8  выходом Нимф и четверки Служек храма, которые
совместными действиями образуют пластический октет мечтаний героя, сочиненный в
современном ключе обр-азного начала. На этом действенном фоне появление тени
Эвридики воспринимаются как грезы наяву опечаленного фракийского певца.


После этого, словно понукаемые
грозными возгласами медных духовых и романтических излияний струнных
инструментов, отдельно друг от друга 
площадку покидают в разные стороны 
ведущие артисты. И на протяжении значительного отрезка времени,
вмещающего в себя несколько номеров партитуры, солирует квартет Нимф, каждая из
которых подразумевает определенную стихию: красная и белая – Саламандру и
Сильфиду, а зеленая и черная – Наяду и Дриаду. Танцевальная линия обретает
здесь неоромантический флёр, и она призвана дать отвлеченную философски
обобщенную картину – проекцию неумолчных душевных терзаний героя. 


На возврат интонаций начала
балета, данных в развитии («музыка слёз» с выделенным тембром арф), предстает
Орфей в траурном – длинном черном плаще. Он, как потерянный, бродит между
фигурами шестерки
6 Нимф и Служек
храма, преображенных благодаря наброшенным на их плечи широким легким
покрывалам. Скорбный хоровод ансамбля, равно как и отчаянные манипуляции
солиста, выражают настроение удрученности и тоски. Известное оживление
привносят действия участниц кордебалета, когда они стараются некоторым образом
отвлечь скорбящего от его пессимистических дум. Но это не приносит успокоения
протагонисту, – он вновь поникает головой и опускается на одно колено,
окруженный своими утешительницами.    


Под элегически8е звуки Moderato струнных две храмовые Жрицы
совершают обряд поминовения; их движения полуклассического толка торжественны и
значительны, а их жесты выразительного свойства уверенны и весомы. В момент
прохождения средней части (трио) возвращается Оракул, который уже несколько
успокоился и смирился со своей участью. Он вклинивается в диалог женщин,
привнося с собой мужественную решительность и, вместе с тем, скорбное величие.
Сцена завершается еще одним дуэтом Жриц, но наполненным иным хореографическим
содержанием.


Наступает кульминационная часть
первой половины постановки, где звучит интенсивная и остро акцентированная тема
(
pizzicato
струнных инструментов), создающая атмосферу тревоги и взбудораженности чувств.
Выбегает секстет корифеек (Нимфы и Служки), которые энергично перешептываются и
пытаются скрыть охватившее их волнение. На пике оркестровой звучности врывается
разъяренный Оракул, требующий, во что бы то ни стало, вернуть Эвридику в 8этот
мир. Насмерть перепуганные служители собора опускаются на колени, экстатично
тянут руки к повелителю, прося у него пощады. Они еще какое-то время, сидя на
коленях, молят небеса о чуде. Орфей, выплеснув свое отчаяние во взрыве эмоций,
притихнув, садиться у входа в храм, вновь оплакивая свою судьбу.


Заключительный фрагмент картины,
музыкально отсылая к начальной интродукции печали, пластически же решен
по-новому. Притихшие смиренницы безрадостно кружат вокруг друг друга, после
чего они выстраивают диагональную линию, по которой пробегает Оракул и скорбно
опускается на землю. Над ним Нимфы и Жрицы в надежде простирают руки к небесам.     


Звучит начало «Аполлона Мусагета»:
торжественные и призывные комплексы струнных тембров, включая «24 скрипки
короля», сопровождают действия Жриц и Служек (всего 4-е исполнительницы). Их
«танец фанфар» имитирует кличи античных глашатаев, возвещающих о прибытии
знатной персоны. Появляется распорядитель храма – Оракул в образе Аполлона (в
неизменном коричневом облачении). Покровитель искусств включается в помпезный
церемониал приве
6тствий, играя
надменное величие и неприступную властность. В конце явления, после оживленного
трио со Жрицами и укороченной репризы взаимных поклонов, он восседает, как на
троне, на ступенях при входе в храм.


Взорам публики предстает Нимфа в
красном плаще, нареченная Аполлоном Терпсихорой; ее пространный монолог,
наполненный непринужденной грацией, проводится под сладостно-возвышенную
каденцию скрипки, обрамляющую ее соло. Хореографическое реш8ение композиции построено
на элементах классического пошиба, но более свободная пластика рук выдает стиль
неоромантизма. Развернутая магическая пляска миловидной героини (с контрастной
серединой вальсообразного характера) завораживает Оракула, и он забывает на в8ремя
о своем предназначении, увлеченный ее молодостью и красотой.     


В струнном оркестре раздается тр-ехкратный
призыв, выводящий на подмостки Музу в черной накидке, олицетворяющую здесь
поэтическое начало в искусстве. Ей вослед появляются еще четверка харит,
которые аккомпанируют воздушной, легкокрылой вариации солистки. Лирически
просветленная, трогательная тема по своему 
складу напоминает традиционное балетное адажио. Муза поэзии неустанно
подбегает к каждой из своих подруг, поодаль надменно взирающих на ее потуги
примирить их, «связать» в едином хороводе. Но тщеславные дщери фортуны никак не
хотят идти навстречу благим пожеланиям простодушной заводилы. Более того, с
появлением еще одной сестры инициативная Терпсихора даже оттесняет ведущую из
центра пространства, забирая себе «пальму первенства». Однако, как ни в чем не
бывало, воспитанные красавицы невозмутимо и спокойно завершают свое выступление
перед Аполлоном.


Игривая, но грузноватая тема
призывает новый квартет Муз сказать свое веское слово. Они все время обращаются
к Оракулу, демо
6нстрируя свое
мастерство.                      Их
эмоциональные и пластичные
pas, построенные на элементах выразительного танца, а также
согласованность их действий свидетельствуют о том, что внешне конфликт между
подругами исчерпан.


Моторная, словно «жужжащая»
мелодия является основой для построения эпизода, выполняющего функцию коды
Pas daction харит. Олимпийские девы
взволнованы и потрясены тем обстоятельством, что Муза поэзии решила вернуть
себе прерогативу, и вновь вышла на первый план. Сестры, не ожидавшие такого
поворота событий, живо обсуждают новость и стараются «пе8реварить» ее. Они
после довольно-таки продолжительного танца-спора,  наконец-то, утихают, выстраивая
«перпендикуляр» с победившей Музой поэзии впереди всех.


Мимолетное торжество одной из
сестер прерывает внезапно появившийся 
Оракул-Аполлон, который готов возглавить праздничное богослужение в
дельфийском храме его имени. Тяжеловесное, монументальное вступление (хор
струнных) возвещает о вторичном вхождении покровителя искусств и ремесел в
собор. Не мудрствуя лукаво, он выбирает себе в партнерши статную Терпсихору,
которая с радостью исполняет с божественным гостем величественный и статичный
танец-ритуал. Их пластические мотивы подхватывают и повторяют две пары харит, подражая
великолепной чете героев. Далее кворум Муз знаменуют собой колонны и кариатиды
означенного культового строения, в центре которого священнодействует сам
Аполлон, дипломатически одаривая всех сестер одинаковым, равным вниманием.


В разгар идиллического,
буколического торжества под нервные, как бы пульсирующие звуки быстрого темпа
вб-егают две Жрицы, которые в развернутой, проникнутой страстным протестом
сцене, напоминают Оракулу о горе Орфея. Их «щебетание» и трогательная забота
верных служительниц смягчает сердце небожителя, – он готов исполнить просьбу
своего любимого певца.


Под замирающие, словно истаивающие
звуки финала балета возникает мизансцена-реминисценция: опять Музы выстраивают
длинную косую линию, по которой вновь пробегает страдающий Орфей. Жрицы храма
поддерживают героя в этот трудный для него час. И вот, о чудо! – из собора
выходит Эвридика с потерянной лирой своего возлюбленного. Они соединяются, и
тянут обе руки вверх – к лире, славя искусство и его мецената – Аполлона.


 


Постановка по ряду
драматургических мотивов намеренно отсылает к самому первому произведению  режиссера – «В честь
6 танца», которая некоторым образом
перекликается с ним. Однако «Орфей – Аполлон» – это, вне сомнений, новый шаг
постановщика на пути его творческого развития, сумевшего создать здесь сложную
систему образно-философских идей; он показывает возросшее умение балетмейстера
строить скромными силами небольшого по количеству состава исполнителей весьма
интересную и впечатляющую хореографию и самобытную концепцию.


             


Общественно-политическое обозрение
«Эхо» от 27 апреля 2002 года в обширной статье «Ка­мерный балет8 «Терпсихора»
пока­зывает характер» информирует: «При «Терпсихоре» действует одноименная
фирма, которая занимается главным образом тем, что обеспечивает труппу всем
необходимым во время постановок».


Газета «Зеркало» в заметке «Балет8ный
спектакль в честь Игоря Стравинского» сообщает: «Спектакль, созданный на основе
творчества величайшего композитора современности Стравинского, объединил в себе
п-остановку двух балетов, в каждом из которых присутствует античная тематика и
образ Аполлона. «Мы попытались сохранить первоначальную идею и поставить
спектакль как воспоминание о далеком прошлом, о предыстории балетного театра»,–
делится Рашид Ахмедов».


Еженедельник «Вышка» (9 мая 2002
года) в статье «Постановка к юбилею Стравинского» размышляет: «Действие
постановки происходит в Дельфах, в храме Аполлона. Орфей, мифический фракийский
певец, чья музыка усмиряла диких зверей, теряет свою возлюбленную Эвридику. Она
уходит в царство теней. Герой всюду ищет ее, но найти не может. Удрученный, он
падает у храма Аполлона, но тут он слышит звуки фанфар, – в храм входит сам
покровитель искусств – божественный Аполлон. И он дарует Орфею встречу с возлюбленной
в Аиде…


Главный балетмейстер Рашид
Ахмедов, он же исполнитель партии Оракула, предсказателя судьбы, соединяет в
себе две роли, сменя
6я
маски Орфея и Аполлона.


Немного о постановщике, душе
спектакля, без которого было бы немыслимо подобное действо…  Колоссальная самоотдача, гигантская работа по
шлифовке каждого образа, творческий поиск заставляют его прорабатывать каждый
нюанс, каждую мелочь спектакля, находить для него все новые грани». 


Ежедневная газета «Зеркало» за 11
мая 2002 года в информационном материале «Постановка «Орфея – Аполлона» от
театра «Терпсихора» высказывает свое мнение: «В короткой преамбуле к спектаклю
намеком показано как… Орфей обращается к различным стихиям с просьбой помочь
ему попасть в Аид, но никто не в силах это сделать. Лишь Аполлон, услышав мольбы
Орфея, помогает ему встретиться с любимой. Балет завершается на том моменте,
когда  Орфей наконец-то увидел свою Эвридику». 


                                                                      


В течение двух сезонов (2003 и
2004 годов) «Камерный балет Баку» бездействовал, так как Рашид Ахмедов перенес
несколько операций на ноге после травмы, полученной на презентации его
спектакля в честь юбилея И. Ф. Стравинского.


             


 


В 2005 году директор вернулся к
своей работе и начал прерванную болезнью кампанию по проведению 20-летия
творческой студии «Терпсихора».


«Первой ласточкой» в рамках
задуманной рекламной акции по работе с прессой стала публикация Ирады Асадовой
«Камерн8ый балет возвращается на сцену», вышедшая в свет на страницах газеты
«Эхо» 29 января 2005 года. Она информирует своих читателей: «Камерный балет
Баку «Терпсихора», на про-тяжении многих лет, руководимый известным
балетмейстером и солистом Рашидом Ахмедовым, в этом году будет праздновать свой
юбилей…


В 2002 году публика увидела новый
спектакль коллектива – «Орфей – Аполлон». Премьера постановки на музыку Стравинского
прошла успешно, однако вскоре труппа Рашида Ахмедова словно исчезла…


Выяснилось, что причиной
двухлетнего затишья балета «Терпсихора» послужил несчастный случай,
произошедший с Рашидом Ахмедовым.


Рашид Ахмедов понимал, что никогда
не сможет танцевать... Сейчас Рашид Ахмедов вспоминает все случившиеся с ним
как страшный сон. Он нашел в себе силы вернуться к прежней работе и в ближайшее
время намерен восстановить едва не распавшийся коллектив, а также приступить к
новым постановкам».




Популярное издание –
«Комсомольская правда – Баку» за 8 февраля 2005 года в иллюстрированном очерке
«Камерному балету Баку» исполнилось 20 лет» (автор – Гюльнара Мамедова) дает
аналитический обзор деятельности театра-студии: «…отцом «Камерного балета Баку»
является Рашид Ахмедов. Именно он впервые в Азербайджане организовал камерную
балетную студию, которая стала трамплином для выхода на большую
профессиональную сцену многих известных балерин и танцовщиков…


«Камерный балет Баку», названный
по имени греческой богини танца Терпсихоры, стал своего рода школой 8для многих
студентов Бакинского хореографического училища, которые приходили в Камерный, и
получали возможность выступить на 
настоящей сцене».


 


Юбилейную пиар-кампанию продолжает
газета «Биржа
Plus» (18 февраля 2005 года) в обширном интервью под пространным наз-ванием
«Тем не менее, балет в стране развивается…» Её корреспондент  – главный редактор данного еженедельника
Кямал Али  утверждает: «20 лет назад, в
январе, Камерный балет Баку 
«Терпсихора»  впервые собрал его
создатель и бессменный руководитель Рашид Ахмедов. С тех пор в группе сменилось
много артистов, некоторые танцуют в других странах…


Мы пропагандируем не столько себя,
[говорит Рашид Ахмедов], сколько модерн-данс, современный балет…


Свои постановки мы исполняем на
сцене Консерватории, Театра Юного Зрителя и изредка в Доме офицеров. Это
происходит на Пасху и Рождество, так как обычно нас спонсируют посольства
западных стран. Потом мы распускаем труппу на летние и зимние каникулы и вновь
собираемся готовить новый спектакль...»


 


В6 свою очередь, газета «Неделя» за 24
февраля 2005 года в статье «Камерный балет Баку выйдет на «Парад» продолжает
череду публикаций, посвященную  «круглой»
дате антрепризы. Афаг Рауфгызы подчеркивает: «Празднование 20-летия труппа растянула
на несколько месяцев. По словам директора Камерного балета Рашида Ахмедова, в
честь юбилея  зрителям будут представлены
сразу три балета Эрика Сати: «Парад», «Меркурий», «Антракт».


Значительный интерес представляет
статья Галины Алекперовой «Камерный балет Баку отмечает 20-летие»,
опубликованная в солидном издании - газете «Гюнай» от 11 марта 2005 года.
Известн8ый журналист, балетный критик веско заявляет: «По этому поводу не будет
проведено торжественных мероприятий и даже скромных чествований юбиляров. И,
прежде всего, потому, что у этой интересной структуры нет собственного здания и
даже постоянной труппы. И, тем не менее, «Камерный балет Баку» существует,
имеет свою историю и немалые заслуги…


Широкий кругозор, необычайная
музыкальность, поистине философский склад ума и необыкновенная творческая
фантазия подсказывали молодому балетмейстеру всё новые и весьма сложные темы
для хореографического воплощения на сцене».


 


Большой общественный интерес
вызвал обширный, отлично иллюстрированный материал «Камерному балету
исполнилось 20 лет» – фрагмент книги о творческой деятельности Р. З. Ахмедова,
вышедший в свет на страницах еженедельника «Вышка» (11–17 март8а 2005 года).
Здесь сказано: «Посольство Финляндии прислало компакт-диск не знакомого широкой
публике,  единственного балета Яна
Сибелиуса «Скарамуш», а посольство Норвегии – запись «Симфонии» Эдварда -Грига.
Все эти произведения находятся в активной работе ищущего коллектива и его
неизменного художественного руководителя и балетмейстера-постановщика  Рашида Ахмедова».


 


Газета «Ежедневные новости» за 1
апреля 2005 года внесла свою лепту в деле празднования юбилея статьей под
названием «День рождения Терпсихоры»: «Идея ставить исключительно камерные
балеты, то есть спектакли с ограниченным числом исполнителей, возникла у
хореографа не сразу. На телевидении, в Театре музыкальной комедии и Детском
народном театре-студии при Доме офицеров имени А. Асланова он поставил многие
балеты…


В то время костяк коллектива
составляли преимущественно молодые артисты Театра оперы и балет, Азконцерта,
Оперной студии…


Вс6е премьеры и презентации проходят на сцене
Оперной студии и Театра Юного Зрителя при спонсорской помощи ряда нефтяных
компаний и фонда Сороса».


 


Ежедневная газета «Зеркало» за 2
апреля 2005 года в развернутой статье Гюльзар «Под знаком Терпсихоры» отмечает:
«Бывают имена или названия, которые по какой-то необъяснимой причине,
сопровождая человека всю жизнь, становятся для него судьбоносными. Таким вот
судьбоносным, или даже, что называется, «говорящим» названием для Бакинского
камерного балета стало имя Терпсихоры – древнегреческой музы танцевального
искусства…8


Камерный балет [говорит Р.
Ахмедов] это – благотворительно-гуманитраная организация, то есть, мы не
зарабатываем денег на своих спектаклях, – все наши участники – волонт8еры… Наш
сегодняшний солист может завтра участвовать в ансамблевом эпизоде, и наоборот.
В этом и заключается идея камерного балета».


Калейдоскоп высказываний в адрес
юбиляр-а продолжает газета «Бакинский рабочий» в своей статье «Замыслы,
репетиции, премьеры» (9 апреля 2005 года): «Датой рождения «Камерного балета
Баку» считается 1985 год, когда на сцене Оперной студии имени Ш. Мамедовой
появился балет-диптих на музыку Арифа Меликова «Помните!»… Затем были
поставлены балеты на целый ряд произведений выдающихся композиторов…


Можно представить, сколько
трудностей вставало на пути, как нелегко давалась постановка каждого спектакля,
но коллектив, возглавляемый таким энтузиастом, как Рашид Ахмедов, преодолевал
все тяготы и выходил к зрителю с новым хореографическим спектаклем».


Независимая
общественно-политическая газета «Наш век» (29 апреля–5 мая 2005 года) в
информационно-аналитической статье Инары Кадыровой «Второе рождение Терпсихоры»
веско убеждает: «Как считают участники Камерного балета, им покровите
6льствует сама Терпсихора – муза
танцев и хорового пения, изображающаяся в виде молодой девушки с улыбающимся
лицом, держащая в одной руке лиру, а в другой – плектр. Одна из девяти муз, она
фигурирует в некоторых постановках этого коллектива, словно красной нитью
проходит через все его творчество. И участники балета свято верят в то, что
Терпсихора приносит им удачу и творческое благополучие».


 


Массу впечатлений и ярких побед
принес «Камерному балету Баку» рейд по всем республиканским телеканалам:
Space (12 февраля 2005), Lider (7 марта и 5 апреля 2005), ANS («Камертон», 17 марта8 2005), ATV (5 апреля 2005). Здесь были
показаны интервью с художественным руководителем и фрагменты из спектаклей
коллектива, а также видеоинформация о новой постановке театра-студии.


Рашид Ахмедов, в связи с серьезной
травмой ноги, закончил свою исполнительскую карьеру, однако он всецело
сосредоточился на постановочной практике, готовясь к 25-летию своей творческой
деятельности (2006).

Комментариев нет:

Отправить комментарий