суббота, 25 июня 2016 г.

Rashid Ahmedov Karacev MIDAS AND APOLLO Igor STRAVINSKY (Photos Film)

БАЛЕТМЕЙСТЕР РАШИД АХМЕДОВ Издание второе, расширенное и дополненное БАКУ 2005 “КАМЕРНЫЙ БАЛЕТ БАКУ”. 2001 ПРЕДИСЛОИЕ Науке известно, что первонач-альные элементы танца возникли уже на заре циви-лизации одновременно с другими разновидностями человеческого самовыражения (пение, рисование, мимическая игра), составив с ними явление синкретического, то есть, нераздельного порядка. Вместе с тем, истоки собственно балетной пласти-ки следует искать в античной Элладе на амфорах, вазах красно- и чернофигурного стиля и стенных росписях тех далеких времен. А прообразы классической хорео-графии сложились в XVII столетии во Франции, при дворе Людовика XIV. Профессиональное балетное искусство в Азербайджане зародилось в 30-х годах ХХ века благодаря усилиям представителей московской и петербургской школы академического танцевального мастерства. Одним из ярких представителей отечественной хореографической культуры является балетмейстер и танцовщик Рашид Ахмедов, который объединил в своем постановочном и исполнительском творчестве особенности как азербайджанской, так и петербургско-московской школы балета. Рашид Ахмедов окончил в качестве артиста балета Бакинское хореографиче-ское училище (1975) и как балетмейстер-постановщик Ленинградскую консервато-рию им. Н. А. Римского-Корсакова (1982). В 19834 г. он занимался в Московском институте повышения квалификации работников культуры при Большом театре по специальности балетмейстер музы-кального театра, куда он был направлен Министерством культуры Азербайджан-ской Ре+спублики (1984). - Завершил он свое образование в Баку на Курсах менеджеров при Американ-ском гуманитарном обществе AISAR (1999-2001). Рашид Ахмедов – автор и участник более 50-ти постановок в Оперной сту-дии им. Ш. Мамедовой и Театре музыкальной комедии им. Ш. Курбанова, в Театре оперы и балета им. М. Ф. Ахундова и Школе-студии при Бакинской музыкальной академии. Его спектакли также демонстрировались в Театре Юного Зрителя, Госу-дарственной филармонии им. М. Магомаева, по большинству каналов азербай-джанского телевидения. Многие поклонники танцевального искусства знают, что Рашид Ахмедов опубликовал в республиканской прессе («Баку» и «Вышка», «Бакинский рабочий» и «Молодежь Азербайджана» и др.) более 100 статей – творческих портретов ма-стеров национального балета, рецензий на спектакли Азгостеатра оперы и балета и выпускные концерты Бакинского хореографического училища. Активно и плодотворно хореограф трудится и в качестве педагога: в разные годы на его творческом счету значатся ежедневный класс солистов и артистов ба-лета Театра музыкальной комедии, репетиции текущего репертуар Оперной сту-дии, а также он периодически открывает и самостоятельно проводит курсы про-фессионального мастерства артистов балета и начинающих танцоров. Исполнительская практика балетмейстера тоже имеет свои особенности. С юности он представляет хореографию исключительно собственного сочинения, да и в зрелые годы свои творческие вечера актер приурочивает к премьерам своих балетов, выходя в них в центральных партиях. Таким образом, Рашид Ахмедов со-здал на бакинской балетной сцене целую галерею своеобразных персонажей. Это – Дон Кихот из одноименного балета на музыку К. Караева и Святой Антоний из «Искушения святого Антония» П. Хиндемита, Манфред из «Воспоминаний о Манфреде» Й. Брамса и Зло из «Добра и Зла» Т. Бакиханова, Художник из «Балла-ды о ветре» И. Кафарова и Лев из «Карнавала животных» К. Сен-Санса. Среди друг6их его актерских работ заметно выделяются такие его образы, как Владыка рая в «Потерянном рае» П. -Хиндемита и Волшебник в «Весенних колоколах» («Schlagobers») Р. Штрауса, Протагонист в «Принцессе Грёзе» Ф. Пуленка, Стихии во «Временах года» А. Глазунова, Оракул в «Орфее – Аполлоне» И. Стравинского и другие. Вместе с тем, главным детищем Рашида Ахмедова, безусловно, следует счи-тать учреждение им в 1982 году театра-студии Камерный балет Баку («Терпсихо-ра»). Надо подчеркнуть, что данная антреприза представляет собой не стационар-ный театр со стабильным репертуаром и постоянным числом исполнителей, а пло-дотворно работающую творческую мастерскую, которая ежегодно показывает на зрителе свои новые постановки. После двух-трех премьер труппа распускается до очередного драматургического проекта Р. З. Ахмедова. Поначалу это была инициативная группа энтузиастов, которая помогла ба-летмейстеру осуществить на сцене Центрального дома офицеров его дипломный спектакль. Поначалу в нее вошли молодые артисты балета Оперного театра и уча-щиеся хореографического училища. Затем, продолжая свои эксперименты, Рашид Ахмедов вышел с ними на республиканское телевидение, периодиче-ски получая «прописку» при различных городских комитетах комсомола. В то вре-мя на его постановочные репетиции в Доме офицеров начала приходить талантли-вая молодежь из других музыкальных коллективов Баку – Азконцерта, Театра пес-ни им. Р. Бейбутова и Театра Музкомедии. 6В этих вещах, помимо взрослых исполнителей, стали проявлять себя также воспитанники старших кла-ссов хореографического училища. Впоследствии, в связи с себе одноименную фирму для финансовой поддержки своих пилотных проектов и самобытных замыслов. Сам же Рашид Ахмедов приобрел официальный статус директора, к тому же, подтвердив его дипломом менеджера. В тот период постановочная база и офис компании время от времени перемещались в разные съёмные помещения. Возник солидный «институт» спонсоров – от посольств нескольких госу-дарств до внушительного ряда нефтяных компаний и фондов, выдававших коллек-тиву гранты на проведение его спектаклей. И с этих пор Камерный балет Баку определился в ранге NGO – неправительственной организации, в которой нет по-стоянного штата сотрудников, а все ее участники работают здесь волонтерами, то есть безвозмездно. «Терпсихора» не занимается бизнесом, а выполняет благотворительные, гу-манитарные программы, связанные с эстетическим воспитанием подрастающего поколен+ия. Все постановки этого общественного театра-студии постоянно осуществляет его учредитель и неизменный артистический директор Рашид Ахмедов, и воплощаются они по его же оригинальным драматургическим разработкам на музыку, никогда не звучавшую на отечественной балетной сцене. Они, отражая кредо хореографа, базируются на сочинениях выдающихся композиторов ХХ века. Зачастую, отдавая дань названию труппы и количеству участников ее премьер, Рашид Ахмедов предпочитает выбирать камерные произведения замечательных авторов. Выступления и презентации компании обычно проходят на сцене Оперной студии или Театра Юного Зрителя при участии сборного состава исполнителей: нигде не работающих профессионалов и. как правило, студентов школы балета. Произведения этой экспериментальной мастерской нашли широкое отраже-ние в газетных и журнальных рецензиях, в телевизионных и радиовещательных программах, творческих вечерах и конференциях. За время существования организации здесь выросло не одно поколение мо-лодых 6и начинающих танцовщиков, которые благодаря Камерному балету Баку сумели веско заявить о себ-е, выявить свой творческий потенциал. С самого своего истока студия «Терпсихора» была «трибуной» молодых и для молодежи. И сего-дня, спустя более 20-ти лет, театр продолжает инициативно трудиться, создавая новые спектакли и выращивая свежие исполнительские силы на ниве балетного искусства Азербайджанской Республики. Книга, написанная на основе предыдущих публикаций о Камерном балете Баку (1988 и 1997), включает в себя богатый иллюстративный и справочный мате-риал. Значительно расширенная и дополненная новыми сведениями, она отличает-ся тем обстоятельством, что ее текст во многом соткан из цитат журнальных и га-зетных материалов, ранее опубликованных в центральной и местной прессе. Издание представляет большой информационный интерес, оно рассчитано на широкий круг читателей, как профессионалов, так и любителей балетного ис-кусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий